«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Боговедение, богопознание

От молитвенного делания появляется боговедение, богопознание. Богопознание невозможно приобрести книгами, чтением, а только молитвенным деланием, плачем и воплем, коротенькими маленькими молитвами. Вот, епископ Феофан – замечательный педагог был. Он как раз подтвердил правильность педагогическую: научить людей молиться маленькими молитвами и Иисусовой. И человек молится не только всем своим умом, а всеми своими жилами. Все его жилочки, все его косточки молятся. Он «выдирается» от любви к Богу. А длинные молитвы, они неправославные. Неправославного вероисповедания, они молятся длинно и умом, без участия сердца. Мне пришлось три года посещать лютеранские богослужения и протестантские богослужения на немецком и французском языках, голландское протестантское…Они молятся, во-первых, импровизацией, у них книжки нет. Как кому вздумается, на ходу сочиняют молитвы, длинно, и бегут туда, откуда не вылезешь…Так же и проповедуют: чего только в голову ни взбрело…Могу сказать, что мало я видел хорошего в жизни. Больше скорбей и болезней, но богатство – неисчерпаемое. Не сравнить мое богатство с какими-нибудь знаниями! Невозможно… Все эти знания, конечно, ограничены – и медицина, и богословие, и все прочее: высшая математика, физика, астрономия…Это все – относительные, маленькие доли богатства, по сравнению с тем богатством богопознания, которое мы уносим с собой в вечность!

 

Богообщение

Когда мы лишаем себя богообщения, от духа сокрушенна и смиренна только, никакое вычитывание нас не сделает другими. Кто не может нудить себя этому обучаться, тому трудно вообще усвоить Закон Христов. Без смирения сердца Закон Христов не усваивается. А ключ всему – смирение. То есть, знать и почитать, что я – хуже всех, глупее всех, последний из всех и неразумный из всех. И это постоянное обучение себя этому ключику, это и есть духовная жизнь – усвоение боогобщения сердцем своим. Смирение проверяется и проявляется через богообщение и степень богообщения. Она решает все: потребность богообщения и форму богообщения. У человека, имеющего чистое сердце, и зеркало (совесть) бывает чистое, незакопченное. У того и вопли богообщения светлые, радостные и от чистого смирения, не под действием тяжести грехов.

 

Богослужение

Мы стоим только ногами, а служба нас не касается, и мы уходим не обновленные, не сияющие, не ликующие. Господи, помилуй! Господи, прости нас!.. В пять часов вечера начинается следующий день. Люди идут к службе, а мы, праздные, выходим на скамейке «покалякать». Не имеем ревности и любви к храму Божию! Опаздываем, уходим со службы, когда нам захочется, стоим небрежно, не молясь, безучастно к богослужению… Как только мы переступили порог храма, читать Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». И эту молитву не упускать всю литургию! Этим мы вообще не будем способны на кого-то смотреть, с кем-то разговаривать, раскланиваться, Будем стоять со страхом и ужасом, глядя на свою совесть. Тогда, через эту «призму», Иисусову молитву, мы будем понимать сердцем своим, что поется, что читается. Тогда мы получим огромную силу и энергию благодатную для того, чтобы вернуться в келию с большим запасом духовных сил и противостоять всякому греху и настроению, бороться с любым грехом или страстью. Это дается большой работой, домашней работой над молитвой. Интересный, сложный и болезненный вопрос: участие в богослужении всякому человеку, тем более мирянину, не священнику. Обычно как вы участвуете? Не следуете каждому слову того, что поют и читают, а больше чувственным своим состоянием. Вот почему вы очень редко получаете утешение и обновление от богослужения. Прежде всего, надо позаботиться о мирности… Не в мирном состоянии прийти в церковь и получить какую-то радость – невозможно. Во-вторых, требуется участие каждого, самого себя, в постоянном следовании каждому слову, что поется и читается, не предаваясь чувственному состоянию. Надо стараться избегать чувственности и спесивой взвинченности, чтобы понимать каждое слово, которое поется и читается. Но не терять нити богопредстояния… Нить богопредстояния может быть только умная, молитвенная, без участия чувств. Чувственное богопредстояние – это уже не православное! Вот почему и пение наше партесное очень часто калечит и мешает нам молиться, да? И вводит в нас элемент чувственности. Значит, надо, прежде всего, позаботиться о том, чтобы эта молитва была в нас и включилась бы в богослужебное чтение и пение. Если ее в нас нет, то мы не можем никак включиться. Вот почему часто рекомендуется: входя в храм и переходя его порог, непременно заниматься Иисусовой. И под состояние надоедливого надоедания Иисусовой – включиться в участие чтения и пения богослужения.

 

Болезнь телесная

­­Болезнь телесная – это наши грехи неоплаканные, оставленные нами… Ведь все грехи малодушия и маловерия, немилосердия, жестокости к людям, все наши грехи гордости, хитрости, небрежности к Господу Богу и Его Пречистой Матери, к святым угодникам Его, наше нежелание ежедневно беспокоиться о своем смертном часе и нашей участи после разлучения нашего с телом, - они требуют оплакивания, не только осознания! Посмотрите, как пробежала наша жизнь – и что мы приносили Богу?! Заучить – лежа и на ходу – молитву Иисусову! Только не спеша, только со всем усердием сердца, всем вниманием, и только покаянно, всегда понимая свою греховность и бессилие, и беспомощность без благодати и помощи Божией, зная хорошо, что нас тянет грех и привычки греховные. Жаловаться и унывать от своей телесной болезни – грех маловерия и гордости. Не лечиться – грех гордости и высокоумия. Медицина – дар Божий людям…

 

Борьба с грехом

Как и с чего начинать бороться со своими грехами и страстями? Возьми свой любимый грех, свой «корешок», привычку, как мы называем, святые отцы называют страсть. И, если мы его  не оставим, мы Царствия Божия не унаследуем! А если у нас парочка таких есть, а то и больше?... Уже растеряемся, правда?.. Епископ Феофан Затворник что пишет: «Возьми самую злую страсть, привычку, грех, иди – расправляйся, а заодно ты натолкнешься на прочие свои грехи и будешь выправляться, но умоляй все-таки Небо о помощи, не думай, что ты один справишься». На это епископ Феофан Затворник еще указывает: «Если у тебя есть искреннее покаяние и искреннее, следовательно, смирение, попроси живущих с тобой помочь тебе, и за это смирение, что ты смиряешься перед своими ближними, низшими. И как бы публично каешься, Господь тебя быстро избавит от этой привычки греха и страсти. За одно только искреннее смирение, что ты каешься не только перед священником, но даже перед своими близкими, родственниками». Я не имею в виду пьянство или другие пороки, а такие грехи, как ложь, лень, гнев, ярость, чревобесие, тщеславие, «якание», самохвальство, которые нам надо непременно искоренить.

 

Брак

Православный христианский брак, он обязательно обязан быть целомудренным! Есть освященные браки в блуде, где нет стыдливости, но очень редко кто об этом говорит. И об этом у  нас в литературе, кажется, очень редко встретишь, в богословской литературе… Что такое освященный брак? Это не только право иметь жену или иметь мужа – на это дает благословение и право Церковь. Нет!.. Освященный брак отличается, именно православный освященный брак, тем, что он свят, он бережет стыдливость, целомудрие.

 

Брань духовная

Без брани победы не бывает Святые отцы совсем ясно дали точное указание, как воевать с демонами, как относиться к миру, как относиться к себе – дали нам эти правила поведения воевать с ними, дали нам молитву Иисусову, постное покаяние. Воздержание показали на язык, напомнили нам, что, кто осуждает, тот никогда не бывает услышан. Кто осуждает, тот никогда не научится молиться. Кто осуждает, тот никогда не избавится от гордыни, самолюбия и самоцена. И никогда не будет услышан Богом, до тех пор, пока не научится не осуждать!

 

Быстрота

Быстрота от ревности (любви к Богу) – это одно. Быстрота от гордости и от нервов – это иное…

 

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.