«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Ложь Всякая ложь есть противоестественная вещь. Грех противоестественный – ложь, неестественный грех…Ложь – сатанинский грех. Если блуд – естественный грех, то этот – противоестественный. Всякая ложь есть ложь, хотя ложь бывает от любви или от жертвенности, то есть, тоже от любви, но все равно ложь! И ты думаешь, что ложь от любви приносит пользу? Нет! Вопрос такой часто бывает: о невольной лжи. Я пошла, скажем «к зубному врачу», а на самом деле пошла в церковь. Правильно сказала… Не надо, не надо… Это слишком свято…Это слишком серьезно, чтобы давать отчет… на поругание. Нет, мир этого никогда не поймет! И не вменится в грех…Невольный, нечаянный грех, что я сказала: «Я пошла купить газету», а сама зашла к обедне? Нет, Господь Вездесущий знает, почему ты сказала так…Первые христиане, как они жили? Их дома никто не подозревал: что были епископы, священники в войсках Римского императора. Ведь насколько было все засекречено!.. И были воины…Но они, конечно, не выходили и не убивали никого, но в войсках были епископы, священники. Не только христиане, миряне…И никто не подозревал, потому что они вообще ничего внешне не показывали. Но и не прятались… А когда позвали их к ответу, сказали: «Да, я епископ!» Наступило такое время у нас сейчас.
Любовь Без любви ведь не может быть ни благочестия, ни праведности… Любовь к Богу, любовь к людям, она даст и праведность, и благочестие… Любовь рождается по мере исполнения заповедей Господних, Заповедей Блаженств. Это особое наитие Святаго Духа (наитие – посещение Святаго Духа). По мере усвоения сердцем Заповедей Блаженств: «блажени нищие духом», «блажени плачущии», «блажени чистии сердцем», и т.д. По мере, таким образом, незаметного перерождения сердца, тогда появляется и материнская любовь… Материнская любовь человеческая – это животное свойство самки, грубо говоря. Это не имеет ничего общего с христианской любовью. Но мы сравниваем вообще: как мать умеет любить свое чадо, так и духовная мать не может не любить свое духовное чадо. Это особенная потребность молиться о каждом, предстательствовать перед Небесной канцелярией. Материнская любовь не умеет отказывать. Если она умеет от любви отказывать – это одно, а если она умеет отказывать от себяжеления – это другое. Не самолюбия, а себяжаления. Жалея себя, физические свои силы или душевные силы, или духовные силы, тогда это другое дело… Что такое любовь к Богу? Ежеминутная боязнь оскорбить Вездесущего Господа! Степень любви – это степень заботливости, как бы не оскорбить Господа Бога! Это называется: любить Господа, не иначе!.. Все католические западные толки, они оскорбляют только величие Божие. Это хамство – иначе понимать любовь к Богу! Как глупо и странно, и смешно, когда говорят: «Я люблю, поэтому я солгал». Нет, нет… Любовь умеет гневаться, любовь умеет обличать, любовь умеет и требует говорить одну голую правду! И никогда такой не скажет: «Я жалею человека, он обидится и оскорбится». Пусть он обижается и оскорбляется, сколько ему угодно, Бог ему Судия! Но он поймет, что ему это будет только в богатство. Мы устраиваем так, чтобы была только духовная жизнь, а не человеческая. Нам наплевать, как о нас подумают, что о нас скажут, потому что человек не угождает никогда людям. Он боится Бога, потому что ему придется непременно отчитываться – например, на мытарствах, если он лишится христианской кончины, то есть не удостоится причаститься в день смерти. Тогда его бесы прямо из комнаты задержат на мытарствах и предъявят ему счета… Или он будет преждевременно Богом наказан, по любви Божией к нему, чтобы искупить свои грехи – даже мелкие грехи лжи, незначительные… Любовь надо проявлять правильно. Амвросий Оптинский об этом пишет: «Надо каждого любить по-разному». Например, Татьяну, я ее очень люблю… Но я люблю ее очень сурово! Если я буду ей попустительствовать вдаваться в обрядоверство, которое ей очень нравится, потому что она это слизала у матери (пойти ко всенощной, пойти к обедне, поставить свечку, полюбоваться собой: как она молится, как она стоит, читает акафисты, каноны – это обрядоверство), то она свое сердце не отдаст! Любить нужно Господа Вездесущего, не только желанием и мысленно, а поступком. Сначала поступком, потом языком. С этого надо начинать. А Феофан Затворник пишет: возьми грех, который постоянно у тебя повторяется, и с этого начинай, а к нему прицепятся, как крючками, все прочие грехи. Вот и все, очень просто!.. Без любы друг ко другу нет спасения. А любы приходит в простоте и неосуждении. Любовь не терпит печали, смущения, слез, скрытых слез, непонятного воздержания и голода, невнимания к здоровью ближнего, уныния кого-либо в общежитии, потери молитвы, немирности, печали, подчеркнутого гнева и смущения. Любовь не терпит, когда кто-либо не молится, не был в храме по какой-либо неясной причине, болен или хворает, лишился сна по небрежности кого-то, унывает, живет несобранно, в праздности. Любовь – всепроизвольное самоосуждение, абсолютное неосуждение никого, всеоправдание всяческое, мир и тихость, крепость всегда, плач, молитва, простость, чистота, кротость. Это противно диаволу. Преподобный Серафим Саровский нас убедил своей удивительной трактовкой, хотя он не был ученый богослов, что смирения вне любви – не может быть, и любви без смирения – не может быть. Одно рождает другое. Вот почему любовь вне смирения – она не Христова. Она человеческая. Она может быть языческой, может быть атеистической, но не Христова! И она на Страшном Суде не вменится как добродетель. Потому что вне веры, следовательно, вне смирения, нет и любви! Любовь к Богу – сила, обновляющая человека и диктующая ему великие подвиги самопожертвования и труды терпения, от страха Его оскорбить. Соль жизни и наш путь жизни – чтобы не терять ни дня. Бесы туманят память. Алчба и жажда – в этом вся суть и покаяния, и ревности, и жара, и ненасытности. Суть и показана жаждущих правды: «Яко тех есть…»! Это есть ненасытная алчба в молитве, с сердцем и умом обязательно, или если только с умом (сознанием) без сердца, то это все не то, еще этого недостаточно Богу и себе. Предела этому нет… Это и есть любы к Богу, и от этого нечеловеческая, к людям. Любовь к Богу рождается постепенно: от памяти смертной и сознания Его вездеприсутствия. Любовь не превозносится, не гордится. Идеал ее – Сам Христос… Он показал, каков должен быть человек. Тогда только Он желает видеть и знать его, человека! Это Его первое условие. Любовь Христова, без смирения и кротости, не любовь Христова: не ревность и жизнь о Господе, не жизнь, имеющая основной своей целью вечное спасение (свое собственное), а насмеяние над самим собой, вражда на Бога, глумление над Законом Господа Спасителя, содружество с демонами! Помни, что любовь к Богу есть основа, фундамент твоей жизни, которая порождает любовь ко всем окружающим… Но да не отнимется, ради угождения человеку, любовь к Богу! И, наоборот: под ложной личиной любви к Богу – да не будет ложной любви к человеку! Запрещена жестокость, черствость, невнимание к человеку, которое окажется фашизмом… Сила закона любви, любви Христовой, любви духа, духовной, а от нее и душевной от веры и через веру, огромна! Эта сила любви, при содействии веры, перерождает человека, делает его кротким, смиренным, терпеливым, незлобивым, простым, чистым, милосердным, милостивым и всегда радостным: что мы видели и всегда видим в святых Угодниках Божиих и Божиих людях. Любовь с верой – все и всех извиняет, всех и все оправдывает, всех любит, все прощает, не умеет видеть зла, ошибок и слабостей людей. Вот почему такие люди всегда в радости.
Любознательность Любознательность – это есть потребность приобретения знаний. Но в каком роде? Есть ради чести и славы, или любомудрия, как по Златоусту, когда ищут знания, наук… А есть любознание о Господе, о спасении, то есть: как приобрести смирение, как кротость, как терпение, как научиться молиться, что такое покаяние, что такое плач, - это тоже любознание! Это разные вещи!
Малодушие Малодушие – удобный повод для лени, под предлогом искушения или скорби, или укора совести, приводило к «неумению» молиться. Лень окаянная, обманывая нас личиной смущения, искушением или скорбью, или укором совести, подсказывала нам не молиться! И если что часто и подолгу повторялось, то и отучала молиться. «Забывала, как читаются молитвы…»: это есть следствие того, что ты подолгу не молилась и извиняла себя! Малодушию места не должно быть. Нужен подвиг и труд! Нужен назойливый, неутомимый труд над своим характером, над своими слабостями! Вопить надо ко Господу и умолять о детях! Воспитывать их только христианами, упрямо и настойчиво (уступая хотениям человека и на это не обижаясь). С молоком своим дай детям кротость и смирение сердца! По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |