«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Маловерие Встает вопрос: как нам вложить веру маловерующему? Это очень сложная вещь. Прежде всего, вера выпрашивается…Это – дар Божий, действие благодати Святаго Духа. Веру не заучишь и не выучишь. Надо заставлять маловерующего молиться, выпрашивать: «Даждь ми веру». И когда он будет настойчиво выпрашивать этот дар, этот дар придет по мере его назойливости. Надо выпрашивать… Поэтому так трудно работать над маловерующими мирянами. Они глухи ко всякому действию священника. Особенно трудно священнику…Их не интересует образ веры, дело спасения, вечность – их не интересуют. Их интересует техника, наука, какая-нибудь счетность, какая-нибудь тряпочка, страсти. «Люди больные» - так мы их называем, потому что это больные люди, к ним надо приложить страшно много трудов, благодати, чтобы их утвердить в вере. Матерь Божия Грешнику, упорно-неисправленному в своих согрешениях и злых привычках, немыслимо надеяться на благополучный исход своей неисправной жизни, если не заступление и твердая надежда на Матерь Божию! И если кающийся сурово, придирчиво к себе, не будет надоедать Ей ежедневно – хотя бы акафистом, не забывая о милостыне, всегдашней, тайной от всех людей… Поэтому почитание Божией Матери особенно болезненно будет сказываться… Немыслимо жить, чтобы не надоедать Ей! А Ее позабыл – ну, что же, какая будет ночь?... Как-нибудь… Немыслимо вообще представить жизнь без Нее! Потому что, если мы просим, надоедаем угодникам Божиим, они же Ее просят! А Она же – наша Ходатаица! Это надо хорошо уяснить. Об этом очень редко кто из нас вообще думает… Как мы величаем Божию Матерь?... Как мы к Ней относимся?.. У нас – горе, беда, печаль… Надо нам Ей жаловаться, Ей рассказывать, Ей поручить себя. Ближе Ее – никого нет, Она – наша Мать! А мы жалуемся, ропщем, негодуем, осуждаем друг друга, и этим оскорбляем Ее… Мечтание Пусть Господь увидит настойчивость, не мечтания иллюзий, а дела стремления. Мечтать хотеть надо бросить. Надо властвовать, действовать решительно, мужественно, с гневом на себя, ломать о колено свои отступления, саможаления… Мирность Мы сегодня очень интересный разговор затеяли – о мирности. Она выражается очень разно, эта мирность. Мирность – от абсолютной кротости, мирность даже в обличениях. Когда ты мирная и тихая – в тебе тихость, признак благодати, мирность с Небом, с Божией Матерью, с угодниками Божиими. Мы говорим: «Мирность с Небом», когда мы с Богом, то есть, мы в мирности, мы всех любим и всех извиняем, какие бы они злые или коварные ни были! А когда в нас мирности нет, то мы не умеем извинять и находить ключ к оправданию. В этом заключается вся соль истины Православия, которая правильно нам поясняет Заповеди Блаженств. Милосердие Божие Мы себя обманываем, злоупотребляя надеждою на милосердие Божие, когда мы сознательно не хотим противостоять греху. Сознательно идем на грех. Сознательно принуждаем себя на грех; ясно, хорошо зная, что грех есть преступление, насилие над собой вольное. Потому милосердие Божие для нас не совсем ясно, мы не умеем понимать это милосердие Божие. Оно для нас похоже на нечто такое, что: «Ах, пустяки, забудь!» Надо всегда помнить, что милосердие Божие там, где нет зла. И прощается нам привычка и страсть, если они не имеют основой зло, нелюбовь. А такие, конечно, мерзости, как жадность, скупость, жестокость – на милосердие не простираются. Жадность, скупость и жестокость… Ну, и, конечно, гнусный блуд. Милосердие Божие, безусловно простирается на всякий нечаянный, невольный грех и на всякое искреннее раскаяние сердца, не оправдывающего и не извиняющего себя в содеянном, но плачущего и укоряющего себя, что он посмел оскорбить Господа и имеет пламенную и твердокаменную уверенность больше не повторять грех, умоляя о помощи и защите! Только тогда милосердие Божие безусловно простирается… Только тогда заступление Божией Матери и святых угодников Божиих – у нас и для нас!.. Милосердие Божие бездонно… Милость Неосуждение, снисхождение ко всем, всех оправдание – это есть милость! А не только копеечку подавать… Милость – неумение видеть зло, всех извинять, всех оправдывать, не уметь осуждать, всех извинять, всех оправдывать, всех жалеть. А копеечки подавать – если есть возможность, конечно. Но монаху… у него копеечек нет, потому что у него собственности никакой нет. Значит, суметь сотворить милостыню: то есть, никогда никого не корить, всех извинять, всех оправдывать, всех жалеть и всех считать выше себя. Вот почему он не умеет гневаться и не умеет осуждать. И когда кого-нибудь осуждают, он спешит как-нибудь заступиться и его извинить. Милость Божия Чаще вспоминай и напоминай себе о величайшей милости Божией ко грешному человеческому роду: что Он открыл ему о происхождении Архангельского гласа ко Всепречистей Божией Матери! То есть, молитву «Достойно есть, яко воистину», которую человек своими глазами и пальцами имеет возможность по настоящий день видеть, читать и осязать, написанную некогда на греческом языке перстом Архангела Гавриила на диком камне, привезенном с Горы Афонской, из одной из келий в домовую церковь Блаженного Патриарха Константинопольского, во уверение сомневающимся и неверующим. Мир Мир грязен и злой, и пустой… И скоро, скоро все сгорит. Страх заставит быть собранной, волевой и пламенной молитвенницей – от страха скорой и скорой смерти. Многословие Многословный и пустословный – друг бесов, враг самому себе. Бессилие молиться – причина утери страха Божия и ревности о Господе. Пустой сосуд, обкраденный самим собой… Бессилие для слез покаяния, которых он не может знать, покамест не проклянет и не оставит многословие и пустословие, злоречие и осуждения, в которых всегда бывает и клевета, и обесславление ближнего, от дерзости и гордости сердца. Многоядение От многоядения разжигаются страсти, тянет ко греху, теряется всякая ответственность за обеты и послушания. Кайся, ходи к духовнику!.. Молчание Какое же это богатство – любить молчать! Дороже золота… А вы избегаете этого молчания, вам это молчание – в муку. А кто не любит молчать и кому тяжело молчать, тому мытарства будет очень тяжело проходить! Его могут заграбастать бесы на одном из мытарств за одно только то, что он не любил молчания и не любил одиночества. Молчаливые люди, большей частью, бывают лукавые, то есть, не всякое молчание есть выражение кротости. Кто много шумит, тот не опасен. Тот, может быть, не бывает предателем, а кто хитро и лукаво молчит, тот бывает предателем… А если ты заметил, что ты лукавый и хитрый, и от лукавства и хитрости молчишь, то ты, конечно, должен это оплакивать. Мудрые люди, умные люди, они большей частью молчали… Всякое зло покрывай кротким молчанием. Кроткое, терпеливое, незлобивое несение креста с мольбой к Божией Матери!.. Страшно роптать на Господа, на бремя и крест, которые Он каждому дает… Монашеское житие Монашеское житие, конечно, блаженное житие… жизнь монаха не может быть сравнима ни с каким образом другой жизни в миру! Два образа спасения совершенно различны! Монашество, его основа – это любы к Богу. Невозможно любить Бога и мир. Только через любовь к Богу можно иметь любовь к миру, но не наоборот. Суть и смысл монашества – переродить свою душу, подчинить плоть духу. Не надо лезть на рожон, заниматься политикой и так далее. Можно терпеть муки заслуженные, но не во спасение. Помнить надо твердо: легко можно потерять страх Божий и ревность от механического молитвенного делания, от механической и формальной исповеди грехов своих, от тщеславного поведения своего, кичливости своим монашеством, от грехов, постоянно повторяющихся и не оплакиваемых, от частого говения и неблагоговейного, небрежного до наглости, частого причащения Святых Христовых Тайн. По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |