«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)
Плоды покаяния Очищает покаяние… Плоды покаяния очищение, чтобы ты не думала о себе высоко и никого бы не учила, а знала бы серьезно одно смирение! Плоды смирения – тихость, радость, безмятежность, мир Христа…
Плотские страсти В отношении плотских страстей… Плотские страсти – они сами постепенно улягутся, если будет соблюдаться строгий режим молитвы покаянной и только покаянной, хранение уст, хранение глаз, хранение ушей от любопытства много знать, что мешает постоянству. И оберегание, конечно, чувств… Чистота приходит постепенно, сразу люди не бывают совершенными, и надо потерпеть шквал помыслов, шквал пожеланий скверных. Надо мужественно на это смотреть и не отчаиваться, а противостоять Иисусовой, назойливым воздыханием Божией Матери и частым посещением духовника. При таком борении обязательно раз в неделю, хотя бы даже не под епитрахиль; подойти, пожаловаться духовнику или старцу, а в субботу исповедаться. И по вере жалобы на себя духовнику страсти утихнут, успокоятся. Когда же они опять начинают бунтовать, опять назойливо жаловаться духовнику, как матери своей…
Повторение греха Святые отцы учат вот еще чему (очень грозно): если мы каялись и каемся, но опять этот грех сознательно повторили, то все бывшее, в чем мы каялись, опять подлежит покаянию! По закону блевотины: как пес лижет свою блевотину, так и кающийся, который повторяет свой грех, он лижет свою блевотину… Потому не даждь, Господи, сознательно повторить грех: тогда придется опять каяться во всех грехах бывших! Это надо помнить…
Подвиг Что есть духовный подвиг?.. Кто может о себе сказать, что он – абсолютно христианин? Когда он формируется постоянством в подвигах веры, постоянством волевого подвига, постоянством в молитвенных излияниях сердца с умом, то есть, в богообщении, но все же – от духа сокрушенна и смиренна… Только и только такой путь жизни, даже незаметно для самого делателя, перерождает человека из человека земли и страстей, делает свободным рабом Христа. Подвиг необходим в труде над своими привычками, гнилым сердцем, страстями: с решительностью и мужеством бросить жизнь расхлябанную, праздную, бесстрашную, трудиться над личным покаянием и плачем! Но и дела любви надо обязательно не терять. Подвижничество тогда Богу угодно, когда оно сокрыто от всех людей и явно только Небу и Святому Ангелу Хранителю. Это есть юродство Христа ради. Нужно радоваться каждому часу одиночества, чтобы читать, молиться, выписывать, молчать, углубляться в себя. Надо следить за собой: все нехорошее замечать, записывать, - и тогда будешь застрахован от ошибок, если только наглого ослушания твоего не будет! Чаще писать о своих пятнах совести – легче будет жить. Надо бояться злоречия, злословия, нетерпеливости на язык. Надо учиться перемолчать, бояться опустошающих жалоб, «якания» и самодовольства.
Поклоны На Святой Горе Афон на Пасху все кладут поклоны… Поклоны – потребность сердца, а не гимнастика или бесовское проявление тщеславия и самодовольства.
Помин Часто во время проскомидии, когда вынимаю частичку за усопшего, вижу человека, за кого я вынимаю. В тот момент, когда вынимаю частичку, покойник мне делает поясной поклон и отходит… Одного забыл имя, тогда сам покойник сказал: «Меня зовут Владимир». Бывает, очередь на весь храм, ожидают своего помина. Ведь покойники ждут и нуждаются в помине! Богоугодное дело – чтение поминания по умершему только тогда, когда он в полном мире и согласии умер, предстал Богу на суд. Во-вторых, если за ним не числится ничего чужого и смертного. И частица, которую священник кладет на дискос, она бывает только мирная, радостная, тихая – это и есть извещение нам, что он уже в числе оправданных.
Помыслы Как иноку надо быть бдительным, внимательным к своим помыслам! Запись исповеди вести подробно, не называя, какие помыслы, но назвать обязательно происхождение и причину возникновения. Проанализировать: откуда, почему, не было ли твоей воли, интереса, желания, движения, любопытства сердца, разговора? Почему не ушел? Тут страх за сердце, за волю… Помыслы – от бесов, чтобы мешать молитве и любви к Богу. Помни всегда: на молитве бесы донимают всякими помыслами, чтобы отвлечь, охладить от молитвы. Не смущайся. Не слушайся этих мыслей, но молитвою и самоосуждением, самовысмеиванием гони их от себя! Эти мысли бывают и воспоминательные, и злые, и деловые, и обидчивые, и святые, и добродетельные. Все они – от демонов, чтобы смутить и отнять молитвенное Богу предстояние, чтобы мы вычитывали молитвы с прохладцей и поспешностью, занимаясь подсказами бесов. Немедля применяй «Всемилостивую», Иисусову, Богородицу, хлыстом молитвы прогоняя их… Умоляя о помощи, гони их!.. - Очень прошу помочь мне: как бороться с помыслами? - При первом же обнаружении их, бить Иисусовой и противоречием! - Их исповедывать тут же Богу? - Только Иисусовой: «Помилуй меня, помози ми». - Как не допускать до глубины сердца? - Чистить сердце надо покаянием и трудом внимания над собой.
Попущение Божие Ведь злое, если бывает с нами – или болезнь, или несчастье, или горе – попускается Небом из любви к нам, как мера наказания или мера ограждения, предупреждения, покрова, даже мщения: за нераскаянность, но во исцеление или искупление, или избавление от наказания по смерти. Пережить это невыразимо трудно.
Послушание Послушание есть: безмолвно все исполнять, ничем своего «я» не выражать, своей воли (искоренить) не иметь. Хвалят – молчи, бранят – молчи. На напраслину молчи, бойся жаловаться. Только узелками. Слезы саможаления – зловоние Богу! Знаешь – молчи, не знаешь – молчи, словечко «я» да умрет в тебе! В отсечении воли и подчинении себя законам кротости и смирения, младшим и старшим, всем без исключения… Это есть послушание. А официальное послушание – несение порученных тебе обязанностей по монастырю – само собой разумеется, то есть исполнение со строгостью возложенных обязанностей, всегда только пред Лицем Божиим, забыв непременно о том, что начальство монастыря будет взвешивать качество и точность выполненных обязанностей. Это – хождение в присутствии Божием и глас совести о качестве исполненного послушания (то есть исполнении возложенных обязанностей, доверенных и порученных начальством монастыря). Это само собой разумеется. Степень усердия и точность выполнения послушания – это шлифует, конечно, сердце. Но только непременно в присутствии Божием, зная, что Игумения монастыря – Сама Пречистая Божия Матерь. Любого монастыря… И любой монастырь имеет Игуменией Пречистую Богоматерь! Святость послушания, точность послушания, которое не знает ни родства, ни дружбы, ни личной близости. Детское отношение чада к авве – это первое и основное требование в духовной жизни. Любовь и дела любви – выше всего. Неправильно поступают, если послушание откладывают ради молитвы, и послушание выполняют кое-как. Послушание – основа мирности, уверенности, ограда, училище смирения, источник радости. Послушание – детская вера, вопли, смирение до дна, самоосуждение только пред Богом и Божией Матерью, но не пред собою (где бес подсказывает). Послушание не знает ни переспроса, ни рассуждения, ни любопытства, ни сомнения. Подчиняется и верит тотчас, по-детски… Без послушания немыслимо приобрести и сохранить смирение, а без смирения сердца нет вечного спасения, нет услышания: муки здесь и страдания без конца… Послушание есть отсечение воли и отсечение хотений сердца, есть показатель смирения, смиренномудрия, любы и честности, почему оно всегда должно быть точно и неотложно, и наилучше исполнено, так как делается Самому Богу! По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г. |