«АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ» ИЕРОСХИМОНАХА САМПСОНА (СИВЕРСА)

Смирение

Помнить надо, что только смирение, плач и дух сокрушен – сила, противляющаяся сатане и слугам его! Очень многие путают смирение с самогрызением. Самогрызение – это покаяние бесовское, от своего гордого «я». Человек упрекает себя: зачем, почему пошел, тогда бы не встретил там искушения… Никого нельзя винить: ни демона, ни человека, и не корить себя! Нам дано только право, через способность протестовать и оберегать себя от греха, не поддаваться искушению, при помощи Божией, оберегая себя молитвенным строем, через смирение.

Что может приблизить к Богу? – Смирение.

Что может умолить Бога? – Смирение.

Что покроет множество грехов? – Смирение.

Что купит Царство Небесное? – Смирение.

Что даст счастье здесь, на земле, и по смерти? – Смирение.

Что мирит и примиряет людей? – Смирение.

Что дает здесь дивную радость? – Смирение.

Смирение – свойство святости.

Наш триумф – смирение! Рядом с ним ничего нельзя поставить, кроме смирения, плача. Надо помнить, что основной залог нашего спасения – только мы сами. Чужая жизнь нас не касается. Как хотят!.. Их извинять, их оправдывать, всегда помнить, что они – бедные люди, никем не наученные… Личное хотение это есть дар Божий. Мы все подвержены семени тли и повреждены, нас привлекает грех. Но с нами сила Божия, если мы сами проявляем хотение. Без нашего хотения сила Божия к нам не подойдет. Свобода в воле есть основная причина спасения: хочу – спасусь, хочу – нет. Но – при помощи Божией, при помощи озаряющей меня благодати Божией, силы Божией. Своим хотением мы не можем спастись, потому что воля наша угнетается гордостью, самоценном, самоуверенностью и желанием, нас привлекает грех.

Никому не делайте зла… Это мерка Христа. Помните, что мерка любви к людям – это мерка любви к себе. Никому не делайте зла! Если сердце в себя, как губка, не восприняло все законы смирения, кротости послушания, тот (человек) никогда радости не увидит! Смирение, Божие смирение – порождает любовь. Это Божия любовь, а не человеческая любовь. Человеческая любовь – это уже чувства… А Божия любовь – от Духа, от духа сокрушенна и смиренна. От веры…Вера – как самостоятельная рождаемая сила. Две единицы: вера и дух сокрушенный и смиренный, это две основы, на которых держится все спасение! Вот почему атеист, сознательно не желающий, не признающий две эти основы, он слуга сатаны. Вот почему так страшно мы оплакиваем Русскую Землю, которая потеряла Бога и поставила вместо Бога сатану – гордость!

Сатана – это физически живая сила, она в себе носит закон свой – гордость, во всех его проявлениях. Вот почему мир сейчас стал совершенно другим, - тем, который боится смирения и боится веры!.. И ненавидит веру, ненавидит смирение!..

Без смирения и вне смирения – ни кротости, ни милосердия, ни чистоты, ничего не будет. А любви – тем более. И любовь к Богу, и любовь к людям вне смирения немыслимы! Там будет оттенок непременно расчета… Выгодно, удобно, расчетливо. Самое трудное для нас всех, чтобы в нас вселилось смирение: то есть, никогда ни о ком плохого не сказать. Если мы мысленно подметим, что мы не откладываем, не боимся какой-то мысли, эту мысль принимаем, значит, осуждаем, да?.. А кто умеет осуждать, тот, значит, не имеет понятия о смирении! Мы очень часто видим, как мы не хотим понять, нам не хочется, это очень трудно, потому что это связано с самоотречением, да? Проще жить так, как все живут, да? Надо не иметь в сердце своем своего «я». Не поправляться, не подсказывать. Это начало смирения, смирения сердца. Без этой скромности не может быть вообще понятия о смирении. Но скромность непременно связана с целомудрием, так?... Нескромный и нецеломудренный не может быть смиренным, не может быть скромным. Он только на вид скромный: на самом деле он наглец. Потому что скромность непременно связана с внешним поведением, целомудрием.

Никого не обучать, никого не учить, не подсказывать, не поправлять, не поправляться – вот, это ближайшая тропинка к смирению. Смирению сердца… Кто нарушает эти особые свойства и проявления скромности, тот не имеет части со смирением! А кто не имеет смирения, тот не имеет надежды на спасение вообще… Только милостью Божией… А у нас смысл жизни и цель жизни одна – спасение. Наша земная жизнь она очень коротенькая, не имеет никакого смысла вообще… Вот почему христианский мир разделился вообще… Вот почему христианский мир разделился с языческим миром: кто имеет земное счастье на земле, тот кончает кладбищем, бессмыслицей.

Чем больше смирения – настоящего, законного – тем больше упования на милость Божию! А где надежды на милость Божию нет, там и смирения тоже нет, они тесно связаны. Такая уверенная надежда на милость Божию – она от безусловного, абсолютного смирения, то есть от сознания своей никчемности, беспомощности, бессилия и поврежденности грехом. И это очень тонкие понятия, и не душевные, а духовные.

Смирение – сладость и богатство, и сила, которую боится сатанинская сила, человеческий тленный разум и гордыня силы – насилие! Почему и без смирения нет спасения… Оно выпрашивается и дается через покаяние и постоянное самоосуждение с плачем. Смирение не умеет молиться, сознавая свое безусловное недостоинство. Смирение не умеет ничего просить: оно послушно и детски доверчиво. Смирение не учит, не обличает, не стыдит; все прощает, все извиняет. Смирение – это скромность, оно не учит и на заданные вопросы отвечает: «Почем я знаю? Спросите старшего, спросите у священника, что ты меня спрашиваешь?» Человек больной навязывает свое решение…Это понимание постоянно в себе своей худости – поможет вам стяжать именно смирение сердца. Смирение дается только тем, кто имеет послушание. А послушание уберегает и оберегает от тщеславия. А всякое проявление тщеславия – это мерзость пред Богом, такая же мерзость, как блуд. Тщеславие и блуд – от гордости! Это мерзость пред Богом! Надо этого страшно бояться!.. А смирение – это сладость, это тишина, это тихая радость, это кратчайший путь усвоить Христа. Он бы вселился в вас и в нас, да?.. Вы бы поняли смысл жизни и цель жизни. Уж вне этого – жизнь бессмысленна. Она по своему содержанию – глупость… Кто этого не понимает, тот убогий человек. Смирение есть первая добродетель любви, то есть сознания нищеты духовной, есть важнейшая, труднейшая и основная добродетель любви, противостоящая и противоположная гордости (самомнению, самоуверенности, самоцену, самолюбию). Смирение – понимание своей беспомощности и поврежденности естества грехом, то есть от семени тли. Ведь разница большая, у кого какое смирение.

По книге «Алфавит духовный», Москва, 2009 г.