ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

1

О грехе

- Каким образом человек возвращается в состояние в котором находился до грехопадения?

- Должно очиститься сердце. Надо стяжать душевную чистоту – то есть искренность, честность, несвоекорыстие, смирение, доброту, незлобивость, жертвенность. Таким образом человек вступает в родство с Богом и в нём почивает Божественная Благодать. Если у человека есть телесная чистота, но нет чистоты душевной, Бог не почивает в нём, потому что в таком человеке живут лукавство, гордость, злоба и подобные страсти. Его жизнь – сплошной обман. Начинайте свой подвиг именно с этого – старайтесь стяжать душевную чистоту.

- Можно ли жить во тьме греха и не чувствовать этого?

- Нет, чувствуют-то все, но только у людей есть равнодушие. Для того чтобы кто-то пришёл к свету Христову, он должен захотеть выйти из греховной тьмы. Давайте возьмём в пример человека, который оказался в тёмном погребе и по оплошности захлопнул за собой дверь. Увидев, как через какую-нибудь дырочку в погреб пробивается луч света, он идёт на этот свет, потихоньку расширяет отверстие, находит дверь и выходит наружу. Так же и человек, находящийся во тьме греха: с того момент; как он почувствует добро необходимостью и в него войдёт добрая обеспокоенность, он будет прилагать усилия, чтобы выйти из этого мрака. Сказав: «То, что я делаю, - не правильно, я сбился с пути», человек смиряется, к нему приходит Благодать Божия, и в дальнейшем он живёт правильно. Но если в человека не войдёт добрая обеспокоенность, то исправиться ему не просто. К примеру, кто-то сидит в запертом помещении и чувствует себя плохо. Ты говоришь такому человеку: «Встань, открой дверь, выйди на свежий воздух и придёшь в себя», а он в ответ начинает: «Выйти на свежий воздух я не могу. Но скажи, почему я заперт в четырёх стенах и не могу вздохнуть? Почему здесь нет свежего воздуха? Почему Бог посадил меня сюда, а другим дал возможность наслаждаться свободой?» Ну разве можно помочь такому человеку? Знаете, сколько людей мучаются, потому что не слушают того, кто может оказать им духовную помощь? Грехом человек превращает земной рай в земную адскую муку. Если душа запачкана смертными грехами, то человек переживает демоническое состояние: становится на дыбы, мучается, не имеет в себе мира. И напротив: мирен тот, кто живёт с Богом, устремляет свой ум в Божественные смыслы и постоянно имеет добрые помыслы. Такой человек живёт в земном раю. У него имеется что-то ощутимо иное, чем у того, кто живёт без Бога. И окружающим это тоже заметно. Вот это и есть Божественная Благодать, которая выдает человека, даже если он стремится остаться в неизвестности. Нам следует быть очень внимательными к грехам по произволению, потому что наше произволение - это и есть то, на что обратит Своё внимание Бог, когда станет нас судить. Грехи, которые мы совершили по невниманию, не столь тяжелы. У некоторых из грехов есть и смягчающие обстоятельства, несмотря на то, что быть грехами они всё равно не перестают.

Кроме этого, если мы согрешаем, не желая этого, то Бог устраивает всё так, чтобы наша ошибка была использована для чего-то доброго. Это не значит, что нам нужно было согрешить, для того чтобы это «доброе» произошло, просто Бог использует наше прегрешение во благо и из него получается что-то доброе, поскольку мы согрешили, не желая этого. Однако если мы каемся в грехе, совершённом нами сознательно, то нам самим надо молиться, чтобы результатом нашего греха не стало какое-то зло.

Но и те, кто говорят, что покаются в старости, - как могут быть уверены в том, что успеют покаяться и смерть не застанет их врасплох? Помню одного подрядчика, проводившего греховную жизнь. «Вот состарюсь, - говорил он, - поеду в Иерусалим, омоюсь в Иордан-реке, и все мои грехи изгладятся.» И он продолжал жить, как жил. Наконец, когда он дошёл до того, что у него больше не было сил грешить – ходил и то еле-еле, - решил ехать в Иерусалим. «Слушай, - сказал он одному из своих мастеров, - решил я съездить в Иерусалим, омыться в Иордан-реке». – «Э, хозяин, - ответил ему тот, - если чист, то доедешь, если нечист – не доедешь». Как напророчил всё равно! Только лишь подрядчик доехал до Афин, чтобы оформить необходимые документы, как умер. Какие-то люди забрали все его деньги, отвезли его в похоронное бюро и оттуда в гробу прислали назад – в его город.

- Может ли человек впасть в какой-то грех по попущению Божию?

- Нет, говорить, что Бог попускает нам грешить, - это очень грубая ошибка. Бог никогда не попускает, чтобы мы впадали в грех. Это сами мы попускаем себе давать диаволу повод, а потом он приходит и начинает нас искушать. Например, имея гордость, я отгоняю от себя Божественную Благодать, от меня отступает мой Ангел-хранитель, и ко мне приступает другой «ангел» - то есть диавол. В результате я терплю полную неудачу. Но это не Божие попущение, а сам я попустил диаволу  подтолкнуть меня ко греху.

- А правильно ли говорить о каком-то своём падении: «Это искуситель меня подтолкнул?»

- Мне тоже часто приходится слышать от некоторых, что в их страданиях виноват искуситель, тогда как на самом деле мы сами виноваты в том, что неправильно относимся к тому, что с нами происходит. А кроме того, искуситель – он ведь и есть искуситель. Разве он станет удерживать нас от зла? Он делает своё дело. Не надо сваливать всю вину на него. Один послушник жил в каливе вместе со своим старцем. Однажды, когда старец ненадолго отлучился, послушник взял яйцо, положил его на кольцо ключа – помните те старинные амбарные ключи? – и стал поджаривать яйцо на свечке! Вдруг возвращается старец и застаёт его за этим занятием. «Что это ты там делаешь?» - «Да вот, геронда, лукавый подбил меня испечь яичко!» - стал оправдываться послушник. Вдруг в комнате раздался страшный голос: «Ну нет, такого рецепта я раньше не знал! От него научился!»  Диавол иногда спит, но мы сами провоцируем его нас искушать.

Сегодня наша жизнь безрадостна и тяжела, потому что умалился героизм, любочестие. Даже духовные люди думают, как мелочные торговцы, и доходят до того, что живут псевдодуховной жизнью. Они стремятся урвать от жизни любое удовольствие, пока оно не перешло в грех. «Это уже грех или ещё не грех? – просчитывают такие люди. Нет, не грех. Значит, я могу этим насладиться.» Например, к посту относятся так: «Ага, завтра у нас что: пятница. Ну так что же, значит, сегодня до без пяти двенадцать ночи можно есть мясо. Неси, покушаем! Нет, после двенадцати уже нельзя – начинаются новые сутки и будет грех». То есть такие люди хотят и земной жизнью насладиться и Рая не лишиться. Тем самым они относятся ко греху и к адской муке подобно мелочным торговцам. Не будем делать добро с расчётом, что мы получим за него мзду, но станем подвизаться ради любви ко Христу. Постараемся, чтобы всё, сто мы делаем, было чистым, совершалось ради Христа. Будем внимательны, чтобы в наших действиях не было человеческого начала, самоугодия, своекорыстия и тому подобного. Будем помнить о том, что Христос видит нас, наблюдает за нами, и постараемся не огорчать Его. В противном случае наша вера и наша любовь расползаются по швам.

Вспомните хотя бы фарисея и мытаря. У фарисея были дела но была и гордыня. А у мытаря были грехи, однако он признавал их, сокрушался, смирялся – а это и есть то главное, чего хочет от человека Христос. Поэтому – лёгким способом – мытарь спасся. И вот, несмотря на то, что фарисей исполнял внешние предписания закона, всё это не принесло ему никакой пользы. Что творит гордость! Грешник, у которого нет смирения, обладает мытаревыми грехами и фарисеевой гордыней. Двойные «дарования»! Как говорят, и вшивый и паршивый. Те, кто прежде жили греховной жизнью, а впоследствии, покаявшись, начали жить духовно, должны с радостью принимать случающиеся с ними уничижения и скорби, потому что, принимая их, они расплачиваются с прежними долгами. Мы видим, что когда жившая прежде греховно преподобная Мария Египетская покаялась и изменила свою жизнь, её мучили мирские похоти. Однако она вступила в великую борьбу с ними.  Какое же у неё было покаяние! У других преподобных жен, не живших прежде мирской жизнью, такой брани не было. Это страдание от брани – прижигание греховных ран. Чтобы стать духовно здоровыми, постарайтесь насколько возможно, очиститься от духовных токсинов, то есть страстей.