ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА 3 О самооправдании
- Самооправдание не имеет ничего общего с духовной жизнью. Необходимо понять, что оправдывая себя, я нахожусь состоянии ложном. Я прерываю связь с Богом и лишаю себя Божественной Благодати. Оправдывая себя, ты словно строишь стену, отделяющую тебя от Бога, и таким образом прерываешь с Ним всякую связь. Духовный проходной балл – это смиренное признание своей ошибки, а также отказ от самооправдания хотя бы тогда, когда человеку указывают на то, в чём он виноват, и он сознает свою вину. Ну а не оправдывать себя, когда обвиняют в том, в чём ты не виноват, - это уже пятёрка с плюсом. Тот, кто оправдывает себя, не только не преуспевает, но и не имеет внутреннего покоя. Если, будучи виноват на пять процентов, ты обвиняешь себя на двадцать пять, то разве ты не остаёшься с барышом? Обвиняй себя с запасом, чтобы не прогадать. В противном случае ты боишься расстаться со своим «я», оправдываешь его, но внутреннего покоя не имеешь. Когда братья продавали ветхозаветного Иосифа в рабство, он не сказал купцам: «Я их брат, а не раб. Мой отец любил меня больше всех своих детей». Он ни сказал ни слова, зато потом Бог сказал Своё слово и сделал его царём.(Быт. 41 ,41) - Геронда, если я не нахожу оправдания поступкам других, значит, у меня жестокое сердце? - Не находишь оправдания другим и находишь себе? Но тогда очень скоро и Христос не найдет для тебя оправдания. Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда – даже если прав. Он всегда называет себя виноватым, поскольку думает о том, что не использует тех благоприятных возможностей, которые ему даются. К примеру, если такой человек видит, как кто-то ворует, то думает о том, что и сам воровал бы ещё больше, если бы сбился с правильного пути. «Бог мне помог, - говорит такой человек, - однако я приписал Его дары себе самому. Это воровство большее, чем то, что совершает мой ближний: разница лишь в том, что его воровство заметно, а моё остаётся скрытым». Таким образом, человек со строгостью осуждает себя и со снисхождением судит ближнего. Или, увидев в ближнем какой-то большой или малый – недостаток, такой человек оправдывает его, включая в работу добрые помыслы. Он думает о том, что и сам имеет много недостатков, которые заметны другим. Ведь если покопаться, то в себе можно отыскать такое множество недостатков! Тогда оправдание ближнего станет очень лёгким делом. Сколько же мы дров наломали! «Грех юности моея и неведения моего не помяни, Господи». (Пс. 24,7) - Так в чём же причина самооправдания? - В эгоизме. Самооправдание – это падение, оно изгоняет Благодать Божию. Человек должен не только не оправдывать, но и возлюбить ту несправедливость, которая совершается по отношению к нему. Ведь что как не самооправдание изгнало нас и Рая? Разве не в этом заключалось Адамово падение? Когда Бог спросил Адама: «Может быть, ты вкушал от древа с которого Я возбранил тебе вкушать?» - Адам не сказал: «Да, Боже мой, согреших», но стал оправдываться «Жена, которую Ты мне дал, дала мне от древа, и я ел.» Тем самым он всё равно что сказал Богу: «Это Ты виноват, потому что Еву сотворил Ты». Но разве Адам был обязан слушаться Еву в этом вопросе? Бог задал тот же вопрос и Еве, но и она начала оправдываться: «Змей прельстил меня». Если бы Адам сказал: «Согрешил, ошибся, Боже мой», если бы Ева тоже признала свою ошибку, то всё опять встало бы на свои места. Но нет: оба они стали наперебой себя оправдывать. - А если человек не понимает, насколько большим злом является самооправдание, что тому виной? - Что тому виной? То, что виноват он сам. Без конца оправдывая себя и считая, что другие его не понимают, что все вокруг несправедливы, а он – невинный страдалец и несчастная жертва, человек становится невменяемым, перестаёт владеть собой. Я заметил, что сегодня все – от мала до велика – оправдывают всё с помощью какого-то сатанинского помысла. Диавол для них перетолковывает всё на свой лад, и, таким образом, эти люди выпадают из реальности. Сатанинское толкование – вот что такое самооправдание. - Отчего у некоторых людей находится возражение на любое сказанное им слово? - О, беседовать с человеком, который привык оправдываться – это страшное дело! Это всё равно что разговаривать с бесноватым. Да простит меня Бог, но те, кто себя оправдывают, имеют «старцем» самого диавола. Это страшно измученные люди, они не имеют в себе мира. Они сделали самооправдание своей наукой. То есть, подобно тому как вор всю ночь не смыкает глаз и придумывает способ что-то украсть, эти люди постоянно придумывают способы оправдания своих погрешностей. Иной человек обдумывает, как ему смириться или сделать какое-то доброе дело, а они придумывают прямо противоположное – способ оправдать то, чему не может быть оправдания. Эти люди становятся настоящими адвокатами! Их невозможно переубедить – это всё равно что пытаться переубедить самого диавола. Знаете, как я намучился с одним таким человеком! «То, что ты делаешь, не лезет ни в какие ворота, - увещевал я его. – Тебе необходимо обратить внимание на некоторые вещи, ты совсем отбился от рук, тебе следует поступить так-то и так-то…» Однако он находил себе оправдание в ответ на каждое моё слово, а в конце разговора ещё и заявил: «Ты так и не сказал, что мне нужно сделать!» - «Золотой ты мой, - опешил я, - о чём же мы тогда толкуем столько времени? Мы говорим о твоих ошибках, о том, что ты зашёл не туда, куда нужно, но ведь ты без остановки оправдываешься. За те три часа, пока мы беседуем, ты меня всего вымотал! Довёл до белого каления! Ну разве я не сказал, что тебе нужно сделать?» Вот так: ты приводишь человеку соответствующие примеры, поясняя, что относиться ко всему так, как относится он, - это сатанинский эгоизм, предупреждаешь, что он подвергается бесовским воздействиям и если не изменится, то погибнет, - а он после всего этого заявляет, что ты так и не сказал, что ему нужно делать! Нет, правда, разве тут не выйдешь из себя? Если человеку на всё наплевать, то он в таких случаях не расстраивается. Что бы ни произошло, всё для него мелочи жизни. Однако если у тебя нет равнодушия, то в подобных ситуациях просто взрываешься. - Геронда, если ты говоришь человеку, который оправдывает какую-то свою бесчинную выходку, что это самооправдание, а он желая доказать, что это не самооправдание, продолжает себя оправдывать, то есть ли у него возможность исправиться? - Да где же ему исправиться? Он понимает, что совершил ошибку. Потому что испытывает мучение, но от эгоизма не хочет её признать Это очень страшно! Иногда человек доходит и до того, что говорит: «Это не я, а ты виноват в том, что у меня всё так плохо!» Оставь его в покое: не нужно тратить на него время, поскольку ты ему не поможешь. За такого человека не несёт ответственности ни его духовник, ни – если он живёт в монастыре – игумен или игуменья. Это не человеческий, а сатанинский эгоизм. Человеческим эгоизмом страдает тот, кто, не смирившись до такой степени, чтобы сказать «прости», всё же не станет и оправдываться. Но тот, кто, согрешая, оправдывает себя, превращает своё сердце в бесовское пристанище. Если такой человек не сокрушит своего «я», то будет совершать всё больше и больше просчётов и его без всякой пользы будет сокрушать его собственный эгоизм. Если человек не ведает, каким злом является самооправдание, то у него есть смягчающие вину обстоятельства. Однако если он узнал это – сам или со слов других, - то смягчающих обстоятельств у него нет. Когда хочешь помочь человеку, который привык оправдываться, будь очень внимательным. Потому, что если он оправдывается, это значит что у него много эгоизма, и поэтому иногда происходит следующее: ты говоришь ему, что он поступил неправильно, а он, оберегая свою «безупречность» и доказывая, что не прав именно ты, начинает прибавлять вранье ко вранью и самооправдание к самооправданию. В этом случае уже ты, указавший ему на его неправоту, становишься причиной того, что этот человек оказывается ещё большим эгоистом и лжецом, чем был раньше. Увидев, что он продолжает оправдываться, прекращай что-либо ему втолковать, но молись, чтобы Бог его просветил. |