ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

35

О рационализме и Божественном просвещении

Оттачивая свой ум не в божественном, а в лукавстве, человек предаёт себя диаволу. Но тогда лучше бы ему было и вовсе лишиться рассудка, чтобы в День Судный иметь смягчающие вину обстоятельства.

– Геронда, а может ли человек считать лукавство остротой ума?

– Да, может, но – всмотревшись в себя – он поймёт, что есть лукавство и что – острота ума. Ведь таблица распознания у него есть. Каковы дарования Духа Святаго? Любовь, радость, мир, и подобное этому. Есть ли в нём что-нибудь из этих дарований? Не имея в себе названных признаков, человек будет иметь в себе нечто сатанинское, отличительные признаки тангалашки.

Умный человек – это человек очистившийся, освободившийся от страстей. Действительно умён тот, кто освятил и свой ум. Если не осветится ум, то от его остроты нет никакого проку. Вон журналисты, политики – они ведь люди умные, но многие из них, не имея освящённого ума, вместе с умными вещами говорят глупости. Страшные глупости морозят они от большого ума! Если сам человек не извлечёт пользы из своего ума, то его умом воспользуется диавол. Если человек не воспользуется остротой своего ума для доброго, то диавол будет использовать её для злого.

– А может ли обладать способностью к правильному суждению человек умный, но имеющий страсти?

– Прежде всего ему надо быть внимательным в том, чтобы не  доверять собственному рассудку. Доверяя собственному рассудку, человек духовный впадает в прелесть, а человек мирской – сходит с ума. Не надо верить своему помыслу. Надо спрашивать и советоваться, надо освятить свой ум. И вообще человек должен освящать всё, что у него есть. Осветившийся острый ум способствует стяжанию рассуждения. У человека умного, но неосвятившегося, духовного рассуждения не будет. А человек наивный от природы может какого-нибудь прельщённого принять за святого, а чьё-то женоподобное сюсюканье принять за благоговение. В то время как очистившийся умный человек становится весьма рассудительным.

– Геронда, каким образом острый ум очищается?

– Для того чтобы он очистился, человек должен не принимать «телеграммы» лукавого и не иметь лукавых мыслей, но во всём действовать с добротою и простотой. Таким образом, приходит духовная ясность, Божественное просвещение. Тогда человек видит сердца людей и не приходит к человеческим заключениям.

–  Геронда, связано ли рассуждение со знанием?

– Рассуждение появляется от Божественного просвещения. Можно читать святых отцов, иметь правильные знания по каким-то вопросам, подвизаться и молиться, однако рассуждение появляется от Божественного просвещения. Это явление иного порядка.

– Геронда, в старину люди были лучше?

– Не то чтобы они были лучше, просто старинные люди имели простоту и добрый помысел. Сегодня люди на всё смотрят с лукавством, потому что они всё измеряют с помощью рассудка. Европейский дух наделал много бед. Людей изуродовал именно он. Если бы не он, то духовное состояние нынешних людей было бы прекрасным, потому что худо-бедно все сейчас образованны и с людьми можно было бы прийти к взаимному пониманию. Но современных людей учили безбожию, всем этим сатанинским теориям и таким образом их привели в негодность, так что к взаимопониманию с ними прийти нельзя. В старину ты не мог достичь взаимопонимания с человеком, если у него не было ни благоговения, ни образованности. Помню, как-то раз один монах, услышав на Литургии Преждеосвященных Даров слова «Иже во Святых Отца нашего Григория папы Римскаго», решил, что поминают римского папу и соблазнился. «Не ожидал, – говорит, – никак не ожидал, что вы станете папёжниками!» Сказав это, он вышел из храма. Видишь, до чего доводит неведение! Неведение – это жуткое дело. А самое большое зло делают те, в ком благоговение сочетается с беспорядком в голове. Не разбираясь в сущности дела, они создают проблемы.

И Церковь сегодня лихорадит, потому что нет Божественного просвещения, и каждый судит и рядит, как ему вздумается. А после подмешивается и «человеческий фактор», возникают страсти, и здесь уже диаволу есть где развернуться. Поэтому и не должны стремиться к власти те, кто находится под властью собственных страстей. Конференции, совещания… и худо, что те, кто этим занимается, не познали прежде всего самих себя. Ведь познание только лишь себя самого стоит больше, чем все знания мира. Человека, который смиренно познает себя, признают и другие. Если бы некоторые говоруны познали себя, то, увидев своё плачевное состояние, они бы не смели открыть и рта. К несчастью, западный рационализм оказал влияние и на восточных православных владык. И вот они находятся в Восточной Православной Христовой Церкви только телом, в то время как всем своим существом пребывают на Западе, который, как им кажется, царствует в мире. А если бы они смотрели на Запад духовно, с помощью света Востока, света Христова, то они видели бы духовный закат Запада, который потихоньку теряет свет Умного Солнца – Христа и погружается в глубокую тьму. Но вместо этого они собираются на конференции без конца обсуждают темы, которые и обсуждать-то нечего. Которые за столько лет не обсуждали даже Святые отцы. Все эти действия – от лукавого. Они направлены на то, чтобы заморочить головы верующим людям и соблазнить их, чтобы одних подтолкнуть к ереси, а других – к расколу. Таким образом завоевывает новые плацдармы диавол. Эти люди мучают народ и морочат ему голову. А с чего всё начинается? С того, что человек, не работая духовно, имеет помысл, что он духовный человек, и после этого несёт глупости. Тот, кто постоянно оттачивает свой ум знанием и при этом живёт, удалившись от Бога, в конце концов делает свой ум обоюдоострым. И тогда одной его стороной он поражает себя самого, а другой стороной – своими рассудочными, не терпящими пререканий человеческими решениями – ранит людей. Таковы нынешние люди. Всё они воспринимают с позиции сухой рассудочности. Эта рассудочность – настоящая катастрофа, ибо сказано, что «разум кичит». Если в человеке нет Божественного просвещения, то знание никчёмно, оно приносит разрушение.

Помню, как в Эсфигменском монастыре один старенький монах был настолько простой человек, что даже Вознесение считал одной из святых. Он молился Вознесению по чёткам и говорил: «Святая угодница Божия, моли Бога о нас!» Как-то раз один из монахов в монастырской богадельне заболел, и простецу нечем было его покормить. Тогда он быстренько спустился по лестнице на нижний этаж, открыл окно, выходившее на море, высунул через него руки и попросил: «Святая моя Аналипсия (Вознесение), дай мне рыбку для брата!» И о чудо! Тут же из моря прямо ему в руки выпрыгивает вот такая здоровенная рыбина! Все, кто это видел, застыли в изумлении. А простец с улыбкой поглядывал на них, словно говоря: «Да что же вы в этом видите странного?» А мы с вами знаем, когда совершается память одного святого, когда пострадал другой, когда, где и как произошло Вознесение, и со всеми нашими знаниями не можем вымолить даже малюсенькой рыбёшки! Таковы-то вот «странности» духовной жизни, и логике той части интеллигенции, которая имеет в себе не Бога, а своё «я», эти «странности» неподвластны. Неподвластны потому, что такая интеллигенция обладает бесплодным мирским знанием, потому что она больна мирской духовной болезнью и ей недостаёт Духа Святаго.

– Геронда, какое место в духовной жизни занимает здравый смысл?

– Какой здравый смысл? Мирской? Такой здравый смысл не занимает в жизни духовной никакого места. В  духовной жизни через окно к тебе входят Ангелы и святые, ты видишь их, беседуешь с ними, потом они от тебя уходят. Если же ты захочешь исследовать такие события с помощью здравого смысла, то ничего не получится. К несчастью, в нашу эпоху умножившихся знаний доверие одному лишь здравому смыслу сдвинуло веру с её оснований и наполнило души людей сомнениями и вопросительными знаками. А потому мы лишили себя и чудес – ведь чудо переживается опытом, а не изъясняется посредством здравого смысла. Наоборот, вера в Бога привлекает на землю Божественную силу и опрокидывает все человеческие умозаключения. Вера совершает чудеса, воскрешает мёртвых и оставляет науку стоять с разинутым от удивления ртом.