ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

36

О многозаботливости

Люди сегодня не живут просто. Поэтому они сильно отвлекаются. Они хватаются за многое и тонут во множестве попечений. Отдавайте работе руки-ноги, но не отдавайте ей сердца. Есть люди, которые отдаются материальному без остатка. Целый день напролёт у них проходит в заботе о том, как должно выполнить какую-то работу, а о Боге они не думают совсем. Не поддадимся же этому и мы. Работайте руками, работайте ногами, но не позволяйте уклоняться от Бога вашему уму, не отдавайтесь материальному всем своим существом, всем своим внутренним потенциалом и сердцем. В противном случае человек становится идолопоклонником. Когда сердце во Христе, тогда освящается и работа. И сам человек сохраняет тогда внутреннюю душевную свежесть сил и испытывает настоящую радость. Если сердце растранжирится на множество пустяков, то потом ему недостанет крепости на боль о том, что действительно стоит боли. Я отдам свое сердце тому, кто болен раком, тому, кто страдает, стану тревожиться за детей, которые находятся в опасности. Я осеняю себя крестом и прошу Бога, чтобы Он их просветил. И когда у меня посетители, моё внимание сосредоточено на боли другого человека, на любви к нему. Собственную боль я не замечаю. Таким вот образом забывается всё второстепенное, то есть человек устремляется в другую сторону. Не будем бесцельно растрачивать сердцевины наших сил, иначе для Бога потом у нас останутся лишь шелуха и скорлупки. Озабоченность чем-то вытягивает из сердца всю его внутреннюю силу и Христу не оставляет ничего. Если ты видишь, что твой ум то и дело отвлекается и уходит в попечения, заботы и тому подобное, надо понять, что ты забрёл не туда, куда нужно, и побеспокоиться, что ты удалился от Бога. Понять, что тебе стали ближе дела, а не Бог, тварное, а не Творец.

– Геронда, не лучше ли, если работа совершается помедленнее – ради того чтобы человек пребывал в умиротворённом состоянии?

– Лучше. Ведь если человек трудится умиротворённо, он сохраняет мир и освящает весь день. К сожалению, мы ещё не поняли, что делая какую-то работу со спешкой, мы приобретаем нервозность. А труд, совершаемый с нервозностью, не освящается. Не надо ставить перед собой цель успеть многое, но при этом самому известись от переживаний. Это бесовское состояние. Рукоделие, совершаемое с умиротворённостью и молитвой, освящается само и освящает людей, которые им пользуются. И наоборот, рукоделие, которым занимаются в спешке и нервотрепке, передаёт это бесовское состояние и другим. Работа в спешке, с переживаниями – это характерное свойство очень мирских людей. Если человек нервничает, гневается и сквернословит, то результат его труда остаётся без благословения. Тогда как если во время работы он поёт что-то церковное, творит молитву, его дело освящается. Одно дело становится бесовским, а другое – божественным.

От многой заботы и попечений человек забывает Бога. Батюшка Тихон говорил: «Фараон давал израильтянам много работы и много еды, чтобы они забыли Бога». В нашу эпоху диавол всецело увлёк людей материей, земными хлопотами. Он учит людей много работать, много кушать – чтобы они забывали Бога и, таким образом, не могли, или, точнее сказать, не хотели извлечь пользу из той свободы, которая дана им для освящения души. Но, к счастью, – помимо воли диавола – из этой спешки выходит и нечто хорошее – люди не находят для греха столько времени, сколько им хотелось бы.

Люди, стремящиеся закончить нескончаемые дела, заканчивают свою жизнь, имея духовные несовершенства. В конце жизни они каются, но тогда это не при носит им никакой пользы. Потому что «загранпаспорт» уже выдан им на руки. В любом случае, хотя бы малая передышка от дел необходима. Когда будут сокращены многие труды, естественным образом появится свежесть телесных сил и жажда внутреннего делания – которое не утомляет, но восстанавливает силы человека. Тогда и душа будет в изобилии дышать духовным кислородом. Усталость от духовного делания не отнимает силы, но восстанавливает их, потому что это делание высоко возносит человека и приближает его к нежно любящему Отцу, так что радуется и его душа. Телесная усталость, будучи лишённой духовного смысла или, лучше сказать, происходя без духовной необходимости, при которой она могла мы быть оправдана, ожесточает человека. Даже самая смирная лошадка, если её заездить, начинает лягаться, то есть приобретает дурную привычку, хотя раньше её не имела и могла бы с возрастом становиться смышлёнее.

Помните случай с преподобным Геронтием и его послушником? Преподобный Геронтий попросил у Пресвятой Богородицы немного воды – чтобы хватало для питья ему с послушником. Матерь Божия, как Добрая Мать, сделала отверстие в скале возле их каливы и извела оттуда воду – святой источник, – чтобы им было что пить. Прошло время, и послушник Преподобного стал возводить террасы, потом наносил земли, насадил сады и огороды и, войдя в столь много попечение, пренебрегал своими духовными обязанностями. А поскольку воды не хватало, он взял зубило и стал расширять отверстие в скале – чтобы источник давал больше воды. Тогда Матерь Божия забрала воду, извела её в другом месте, намного ниже кельи, и сказала ему: «Если хочешь заниматься огородами и отвлекаться, то носи воду издалека».

Занятие многой работой, с усталостью и хлопотами, а особенно со спешкой, нам не помогает. Всё это отодвигает на второй план трезвение и ожесточает душу. Человек не может не только помолиться, но даже и подумать. Он не может действовать благоразумно и совершает неправильные действия. А потому будьте внимательны: не растрачивайте своего времени бесцельно, без пользы для духовной жизни. Иначе вы дойдёте до того, что сильно ожесточитесь и уже не сможете исполнять свои духовные обязанности. Вам будет хотеться заниматься работами или беседами – или же для того, чтобы быть «при деле», вы будет сами создавать для себя проблемы. Когда мы оставляем Иисусову молитву и свои духовные обязанности, враг занимает наши духовные высоты и с помощью плоти и помыслов ведёт с нами брань. Он приводит в негодность все наши силы – и душевные, и телесные, он прерывает наше общение с Богом, следствием чего является пленение страстями нашей души. Очень помогает и недолгое духовное чтение – особенно перед молитвой. Оно очень согревает душу и рассеивает попечения, которыми человек занимался днём.

Прежде всего нам надо искать Царствия Небесного. Это должно быть нашим попечением, а всё остальное нам приложится.(Мф. 6, 33) Если человек забывается в этой жизни, то он теряет данное ему время, тратит его впустую. Если он не забывается и готовится к жизни иной, то его земная жизнь имеет смысл. Если думать о жизни иной, то многое меняется. А думая о том, как поудобнее устроиться здесь, человек бывает измучен, выбивается из сил и идёт в вечную муку. Смотрите, не заразитесь нетерпеливым беспокойством и страстным увлечением земными делами: «Сейчас мы должны сделать одно, после этого – другое…», потому что в таком состоянии вас застигнет Армагеддон. Одно только нетерпеливое беспокойство в связи со стройками, ремонтами и прочими делами – уже дело бесовское. Поверните ручку настройки на Христа, потому что иначе у вас будет лишь видимость жизни со Христом, тогда как внутри останется всё мирское мудрование – и я боюсь, чтобы с вами не случилось той же беды, что и с юродивыми девами. (Мф. 25, 1-13) У  дев мудрых были не одни лишь добрые дела, но и доброе попечение – они не смыкали глаз, они не были безразличны. Юродивые девы были безразличны и к бодрствованию не стремились. Поэтому Господь и сказал: «Бдите». Они были девами – но юродивыми, неразумными. Если у девы нет разума от рождения, то для неё это благословение от Бога. В жизнь иную она переходит без экзаменов. Однако если у неё есть разум, но при этом она живёт неразумно, то в день Страшного Суда ей будет нечем оправдаться.

А случай с Марфой и Марией, о котором рассказывает Евангелие? (Лк. 10, 40) Видите, как попечение довело Марфу до того, что она повела себя, некоторым образом, бесстыдно? Судя по всему, Мария сначала тоже ей помогала, но, увидев, что Марфа не собирается закругляться со своими приготовлениями, оставила её и ушла. «Как, – подумала Мария, – лишаться моего Христа ради салатов и пирожных?» Можно подумать, что и Христос шёл к ним для того, чтобы покушать Марфиных разносолов! А вот это-то Марфу и задело, и она сказала: «Господи, небрежеши ли, яко сестра едину мя остави служити?» Будем же внимательны, чтобы с нами не случилось того же, что и с Марфой. Давайте помолимся о том, чтобы нам стать добрыми Мариями.»