ПОУЧЕНИЯ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

39

О бесстыдстве и неуважении

- Геронда, откуда происходит вольное обращение? ­– Из Парижа… Вольное обращение – это бесстыдство. Оно далеко отгоняет страх Божий – подобно дыму, которым мы окуриваем пчёл, чтобы они улетели из улья.

- Геронда, как избежать вольного обращения? – Ощущай себя ниже всех. Необходимо много смирения. Ты, как младшая, имей уважение и благоговение ко всем сёстрам. Смиренно говори свой помысел, а не изображай из себя всезнайку. Тогда Бог будет подавать тебе Свою Благодать и ты будешь преуспевать. Обычно за вольным обращением следует непокорность, затем бесчувствие – сначала к мелким грешкам, постепенно привыкнув к которым, человек начинает считать их естественными. Но в глубине души у него нет покоя – одна лишь тревога. И понять, что с ним происходит, человек тоже не может, потому что снаружи сердце «засаливается» и он уже не чувствует того, что отбился от рук.

- Геронда, а какая связь между вольным обращением и простотой?

- Простота – это одно, а вольное обращение – это другое. В простоте есть и благоговение, и что-то детское. В вольном обращении есть наглость. Часто бесстыдство может крыться и в прямоте. Если человек невнимателен, то в его прямоте и простоте часто кроется бесстыдство. «У меня прямой характер» или «я человек простой», - говорит он с бесстыдством, сам того не понимая. Однако простота – это одно, а бесстыдство – совсем другое.

- Геронда, а что такое духовная скромность?

- Духовная скромность – это страх Божий, в хорошем смысле этого слова. Этот страх, эта скованность приносят человеку радование, они источают мёд в его сердце. Духовный мёд!

-  Геронда, бывает так: помысл говорит мне о том, что нечто совершается неправильно, я высказываю своё мнение старшим, а они этого не принимают. Следует ли мне с ними согласиться?

- Нет, со злом не соглашайся. Говори доброе, правильное, но правильно и по-доброму: «Может быть, лучше сделаем так? Я говорю тебе это просто, как помысел». Или же говори: «У меня есть такой-то помысел». Некоторые говорят вольно по привычке, а не оттого что стремятся выразить своё мнение.

- Геронда, а естественно ли человека, младшего по возрасту, но духовно преуспевшего, уважать более того, кто старше годами, но духовно преуспел меньше?

- Нет, это неправильная постановка вопроса. В каком бы состоянии ни находился тот, кто старше годами, ты должен отнестись к нему с почтением ради его возраста. Отнесись к людям с почтением: к тому, кто старше, - за его годы, к тому, кто младше, - за его благоговение. Если есть уважение, то младший с почтением относится к старшему, а старший – к младшему. В уважении присутствует любовь. «Емуже дань – дань, емуже честь – честь», - говорит апостол Павел (Рим. 13, 7).

- А если младшие делают замечание старшим – это плохо?

- Это типикон нового поколения. Но в Священном Писании написано: «Обличи брата твоего» (Мф. 18,15). «обличи отца твоего» там не написано. Нынешняя молодёжь спорит, бунтует, сама не понимая этого. Своё поведение они считают естественным. Они разговаривают с бесстыдством, а потом говорят: «Я сказал это просто так». Молодёжь попала под воздействие духа мира сего – развинченного, хулиганского духа, который ничего  не чтит и не уважает. Младшие ведут себя по отношению к старшим без уважения и не понимают, насколько это плохо. Что можно ждать хорошего, если молодой человек якобы для того, чтобы быть яркой индивидуальностью, говорит, что уважение к старшим свой век отжило? Необходимо многое внимание. Современный мирской дух внушает молодёжи: «Не слушайте родителей, учителей». Поэтому нынешние дети с самого малого возраста становятся всё хуже и хуже. А больше всего портятся те дети, родители которых, не понимая того зла, которое они им делают, восхищаются своими чадами и считают их какими-нибудь там вундеркиндами, когда те разговаривают с бесстыдством. Вся основа в матерях. В России если что-то и изменилось, то лишь потому, что матери тайно удержали веру, благоговение и помогли своим детям. К счастью для нас, в христианских семьях сохранилось немного закваски. Иначе бы мы погибли.

Ребёнок, который имеет к другим претензии, ребёнок, которому ничем не угодишь – то ему не так, это не эдак, - превратится в бунтаря, превратится в диавола. Ведь и Денница хотел поставить свой престол выше Престола Божия. Посмотрите, ведь все дети, чьи прихоти исполняются родителями, становятся маленькими бунтарями. И если дети не покаются, чтобы освободиться от этой недоброй волны, обуревающей их, если они дальше будут вести себя с бесстыдством, тогда – Боже упаси! – Благодать Божия оставляет их вдвойне. И они доходят даже до того то, что и о Боге говорят непочтительно, после чего ими уже командуют злые духи. До чего же дошли нынешние дети! Не могут вытерпеть ни единого слова. Дети непочтительны, очень эгоистичны. И неврастеничны. Они злоупотребляют свободой. Ребёнок заявляет своим родителям: «я отведу вас в полицию». Не так давно один пятнадцатилетний подросток накуролесил так сильно, что отец дал ему оплеуху. Тогда сыночек пошёл в полицию, подал иск на собственного отца и того отдали под суд! В прежнее время родители ругали нас, могли дать нам ремня, но злого помысла у нас не было. Даже ремень мы принимали как ласку,  не противореча, не углубляясь в то, сильно ли мы провинились или не очень. Мы знали, что родители любили нас и иногда ласкали, иногда целовали, иногда давали нам по затылку, потому что и родительская оплеуха, и родительская ласка, и родительский поцелуй – всё это, как бы получше выразиться, - всё это от любви. Мир превратился в сумасшедший дом. Малые дети ложатся спать в полночь, тогда как им следовало бы ложиться сразу после захода солнца. Они заперты в многоэтажки, заключены в бетон, они живут по распорядку взрослых. Между родителями и детьми образовалась пропасть, и чтобы она исчезла, родители должны поставить себя на место детей, а дети – на место родителей. Кто сейчас не слушается и мучает родителей, впоследствии будут мучить их собственные дети, потому что вступят в действие духовные законы.

В хорошей семье дети ведут себя свободно. В такой семье живёт уважение перед родителями, казарменной дисциплины и хождения по струнке там нет. Дети радуются, глядя на отца и мать, а те радуются, глядя на них. «Любовь не ведает стыда», - говорит авва Исаак. В любви такого рода есть благоговение, уважение к другим.

Когда ребёнок не признает родителей за своих благодетелей и не любит их – даже при том, что у его родителей есть страх Божий, -  как он может любить и чтить Бога – своего великого Благодетеля и Отца всех людей?

- Геронда, а смогут ил дети, которые растут таким образом, измениться или стать монахами, если впоследствии они этого захотят?

- Если они осознают то, что вели себя нехорошо, то Христос поможет им. То есть если в человека войдёт добрая обеспокоенность, то вопрос можно считать закрытым. Раньше такого не было, это дух нынешней эпохи. Сейчас судят мирян, судят всех политических и церковных деятелей, но этого мало – судят даже святых и доходят уже до того, что судят Бога. Зло развивается и доходит до скверного, уродливого состояния, доходит до богохульства. Люди судят Бога, и их даже не беспокоит помысел, что это хула на Него. Появилось много логики, и исчезло доверие к Богу. А если сказать таким людям, что они неправы, то они ответят: «Извини, но я высказал своё мнение. Разве я не имею на это права?»  Чего только не приходится Богу слышать от нас! К счастью, Он не относится к нам всерьёз. В Ветхом Завете говорится о том, что Бог повелел израильтянам изгнать из страны всех хананеев без остатка. (Втор. 7, 2) Раз Бог дал такие повеления, значит, Он что-то предвидел. Но израильтяне сказали: «Это не очень-то человеколюбиво. Давайте оставим хананеев, не будем их истреблять». Однако прошло время, и, заразившись от хананеев, они были увлечены в безнравственность, идолослужение и приносили в жертву идолам собственных детей, как говорится об этом в псалме. (Пс. 105, 37) Бог знает, что делает. А некоторые с бесстыдством спрашивают: «Зачем Бог создал адскую муку?» Человек начинает судить и с этого момента теряет доброе духовное состояние. У него нет даже малой Благодати Божией, чтобы понять что-то чуть глубже, то есть понять, по какой причине Бог создал то или другое. Суд, гордыня, эгоизм – вот что такое все эти «зачем?» и «почему?»