ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

1. Краткое житие.

 

Блаженный старец Силуан родился в крестьянской семье в Тамбовской губернии в 1866 г., мирское имя – Семен Иванович Антонов. У них была большая семя: отец, мать, пять сыновей и две дочери. Жили они вместе дружно. Взрослые сыновья работали с отцом. Однажды во время жатвы Семену пришлось готовить в поле обед; была пятница; забыв об этом, он наварил свинины и все ели. Прошло полгода с того дня, уже зимой, в какой-то праздник, отец говорит Семену с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница». – «Что же ты мне не сказал тогда?» - «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Рассказывая подобные случаи из своей жизни в доме отца старец добавлял: «Вот такого старца я хотел бы иметь: он никогда не раздражался, всегда был ровный и кроткий. Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить». Старец Силуана был весьма большой физической силы. Он подымал большие тяжести и обладал рекой выносливостью и в жару и в холод.

Окончив службу в армии, Семен поехал к отцу Иоанну Кронштадтскому просить его молитв и благословения на монашество. Отца Иоанна он не застал и решил оставить письмо, в котором написал лишь несколько слов: «Батюшка, хочу пойти в монахи; помолитесь, чтобы мир меня не задержал». Вернувшись после поездки, на следующий день Семен почувствовал, что кругом него «гудит адское пламя», чувство которого по молитвам преп. Иоанна Кронштадтского не покидало его нигде. Затем, простившись с родными, на пароходе из Одессы он отплыл на святую гору Афон, где в различных подвигах прожил всю свою жизнь, быв пострижен сначала в мантию, а позже и в великую схиму. В 1938 г. старец мирно почил в монастырской больнице.

Знавшие старца рассказывают такой случаи из его жизни. Один афонский монах в беседе со старцем говорил: Бог накажет всех безбожников. Будут они гореть в вечном огне». Очевидно, ему доставляло удовлетворение, что они будут наказаны вечным огнем. На это старец Силуан с видимым душевным волнением сказал: «Ну скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?»

«А что поделаешь, сами виноваты», - говорит тот.

Тогда старец со скорбным лицом ответил: «Любовь не может этого понести…Нужно молиться за всех». И он действительно молился за всех, молиться только за себя было ему несвойственным. Душа его томилась сознанием, что люди живут, не ведая Бога и Его любви, и он молился великой молитвой, чтобы Господь, по неисповедимой любви Своей, дал им Себя познать.

До конца своей жизни, несмотря на падающие силы и болезни, старец сохранял привычку спать урывками, чтобы оставалось больше времени для уединенной молитвы. Внешне старец держался очень просто. Как большинство афонских подвижников, тела своего он не мыл. Одевался грубо, по-рабочему. Он был человеком малограмотным, ходил в школу «две зимы», но от природы ум у него был живой, а долгий монашеский опыт и исключительные Божественные посещения сделали его нечеловечески мудрым и проницательным. Он крепко хранил себя даже от всякого помысла, неугодного Богу, и, несмотря на это совершенно свободно, ровно и непринужденно, с любовью и мягкостью общался со всеми людьми, независимо от их положения и образа жизни. К нему не прилеплялись осуждение, мелочность, пошлость и т.п. В нем не было и тени гнушения даже нечисто живущими людьми, но в глубине души он скорбел об их падениях.

Однажды во время монастырской трапезы одного из монахов подвергли резкой критике свои собратья. Отец Силуан был вместе с другими, но не принимал никакого участия в «суде». Тогда один из монахов, обращаясь к нему, говорит: «Ты молчишь, отец Силуан, значит, ты за него? Тебе недороги интересы обители…» Отец Силуан промолчал, быстро окончил свой обед и затем, подойдя к вопрошавшему, который в то время уже отошел от стола говорит ему: «Отец, сколько лет, как ты в монастыре?» - «Тридцать пять». – «Ты слышал когда-нибудь, чтобы я осуждал кого-либо?» - «Нет, не слыхал». – «Так что же, ты хочешь, чтобы я теперь стал порицать отца П.?» Монах смутился и со стыдом ответил: «Прости меня». – «Бог простит».

 

Поучения старца Силуана о Боге.

«Дух Святой сроднил нас с Господом, и знай, что если ты чувствуешь в себе мир Божий и любовь ко всем, то душа твоя похожа на Господа. Поэтому, братья, всеми силами храните мир Божий, который дан нам туне (даром), и когда кто будет досаждать, то хотя бы и с понуждением, но будем его любить, и Господь, видя труд наш, поможет нам Своей благодатью. Так говорят Святые Отцы, и опыт многих лет показывает, что необходим труд.»

«Если бы мы были просты, как дети, то Господь, показал бы нам рай, и мы видели бы Его во славе Херувимов, и Серафимов, и всех Небесных Сил, и святых, но мы несмиренны и потому мучаем и себя и других, тех, кто живет с нами.»

«Многим за гордость ума их Господь не дает Себя познать, а они все же думают, что много знают. И что стоит их знание, если они Господа не знают, не знают благодати Святого Духа, не знают, как она приходит и за что теряется. Но смирим себя, братья, и Господь все нам покажет, как любящий отец все показывает детям своим.»

«Когда нет добрых наставников, то должно предаться воле Божией во смирении, и тогда Господь Своей благодатью будет умудрять, ибо Господь так много нас любит, что и выразить невозможно и ум постигнуть не может, и только Духом Святым познается Божия любовь от веры, от ума же не познается. Некоторые спорят о вере, и конца нет этим спорам, а ведь спорить не надо, а только молиться Богу и Божией Матери, и Господь без спора просветит, и скоро просветит. Многие изучили все веры, но истинную веру как должно так и не познали, но кто будет во смирении молиться Богу, чтобы просветил его Господь, тому даст Господь познать, как много Он любит человека. Горделивые люди все думают постигнуть умом, но Бог не дает им этого. Но мы знаем Господа: Он Себя показал нам Духом Святым, и душа знает Его, и рада, и весела, покойна, и в этом наша святая жизнь.»

Господь нас так много любит, что мы сами себя не можем так любить; но душа в скорби думает, что Господь забыл ее и что даже и смотреть на нее не хочет, и она страдает и томится… Крепко верь, что мы страдаем только до тех пор, пока не смиримся, а как только смиримся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение извещает душу, что она спасена.»

Книга архим. Софрония(Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.