ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

3. Поучения старца Силуана о молитве.

«Молитвой хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит перед лицом Господа.»

«Помышляй, что в духовнике живет Святой Дух, и он тебе скажет, что должно. Но если ты подумаешь, что духовник живет нерадиво и как может в нем жить Святой Дух, то за такую мысль ты сильно пострадаешь, и Господь смирит тебя…Смиренному же поможет Господь, и если нет опытного наставника и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь.»

«Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах, неугодна Господу…Если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благой совестью подчиняйся властям и будь доволен всем – и тогда ум твой очистится от суетных помыслов. Помни, что тебя видит Господь, и будь в страхе, как бы не оскорбить чем-либо брата; не осуди его и не опечаль его хотя бы видом, и Дух Святой возлюбит тебя, и Сам во всем будет тебе помогать…Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других и Господа не познает он.»

«Многие молятся устно и любят молиться по книгам; и это хорошо, и Господь принимает молитву и милует их. Но если кто молится Господу, а думает о другом, то такой молитвы не послушает Господь.»

«Кто молится по привычке, у того нет перемены в молитве, а кто усердно молится, у того много перемен в молитве: бывает борьба с врагом, борьба с самим собой, со страстями, борьба с людьми – и во всем надо быть мужественным.»

«Горе и опасности многих научили молиться. Зашел ко мне в магазин один военный человек; он направлялся в Солунь. Душа моя полюбила его, и я говорю ему: «Молись Господу, чтобы меньше было скорбей». А он говорит: «Я молиться умею. Я научился на войне, когда бывал в сражениях. Я сильно просил Господа, чтобы оставил меня в живых. Пули сыпались, снаряды рвались, и мало кто оставался в живых, а я бывал в сражениях много раз, и Господь меня сохранил».

«Многие любят читать хорошие книги, и это хорошо, но лучше всего молиться, а кто читает плохие книги или газеты, тот наказуется голодом души; душа его голодная, потому что пища души и наслаждение ее – в Боге.»

«В этом мире каждый имеет свое послушание: кто – царь, кто – патриарх, кто – повар, или кузнец, или учитель, но Господь всех любит, и бóльшая награда будет тому, кто больше любит Бога. Господь дал нам заповедь – любить Бога всем сердцем, всем умом, всей душой. А без молитвы как можно любить? Поэтому ум и сердце человека всегда должны быть свободными для молитвы.»

«Кого любишь, о том хочется мыслить, о том хочется говорить, с тем хочется быть. А Господа любит душа как Отца и Создателя и предстоит Ему в страхе и любви: в страхе – потому что Господь, в любви – потому что знает душа Его как Отца; Он зело милостив и благодать Его сладка паче всего…Душа, теряя смирение, теряет вместе с ним благодать и любовь в Богу, и тогда угасает пламенная молитва; но когда душа успокоится от страстей и стяжет смирение, тогда Господь дает ей Свою благодать, и молится тогда она за врагов, как за саму себя, и за весь мир молится с горячими слезами.»

 

Беседы старца Силуана

 

Мы знаем о беседе старца с одним архимандритом, который занимался миссионерской работой среди инославных. Архимандрит этот очень уважал старца и неоднократно приходил беседовать с ним во время своих пребываний на Святой Горе. Старец спросил его, как он проповедует. Архимандрит, еще молодой и неопытный, жестикулируя руками и двигаясь всем телом, возбужденно отвечал: «Я им говорю: ваша вера — блуд; у вас все извращено, все неверно, и нет вам спасения, если не покаетесь». Старец выслушал это и спросил: «А скажите, отец архимандрит, веруют ли они в Господа Иисуса Христа, что Он Истинный Бог?» — «Это-то они веруют». — «А Божию Матерь чтут они?» — «Чтут, но они неправильно учат о Ней». — «И святых почитают?» — «Да, почитают, но с тех пор как они отпали от Церкви, какие же могут быть у них святые?» — «Совершают ли они богослужения в храмах, читают ли Слово Божие?» — «Да, есть у них и церкви, и службы, но посмотрели бы вы, что это за службы после наших, какой холод и бездушие». — «Так вот, отец архимандрит, душа их знает, что они хорошо делают, что веруют во Иисуса Христа, что чтут Божию Матерь и святых, что призывают их в молитвах, так что когда вы говорите им, что их вера — блуд, то они вас не послушают... Но вот если вы будете говорить народу, что хорошо они делают, что веруют в Бога; хорошо делают, почитая Божию Матерь и святых; хорошо делают, что ходят в церковь на богослужения и дома молятся, что читают слово Божие и прочее, но в том-то у них есть ошибка и что ее надо исправить, и тогда все будет хорошо; и Господь будет радоваться о них, и так все мы спасемся милостью Божией... Бог есть Любовь, а потому и проповедь всегда должна исходить от любви; тогда будет польза и тому, кто проповедует, и тому, кто слушает; а если порицать, то душа народа не послушает вас и не будет пользы».

Вскоре после Первой мировой войны 1914-1918 годов в монастыре начали организовывать эксплуатацию монастырского леса; купили тогда паровую машину для лесопильни. Эконом, отец Ф., способный, естественно одаренный русский человек, после установки машины и пуска ее в ход, довольный ее работой, стал восхвалять немецкий гений (машина была немецкого производства). Превознося немцев, он поносил русское невежество и неспособность. Отец Силуан, который в свободное от своей работы в магазине время ходил на лесопильню «помогать», молча слушал отца Ф., лишь к вечеру, когда рабочие монахи сели за стол ужинать, он спросил отца Ф.: «Как ты думаешь, отец Ф., почему же так немцы лучше русских умеют строить машины и другие вещи?» В ответ отец Ф. снова стал восхвалять немцев как народ более способный, более умный, более даровитый, в то время как мы, русские, никуда не годимся». Отец Силуан на это ответил: «А я думаю, что тут совсем другая причина, а не то, что неспособность русских. Потому, я думаю это т, что русские люди первую мысль, первую силу отдают Богу и мало думают о земном; а если бы русский народ, подобно другим народам, обернулся бы всем лицом к земле и стал бы только этим и заниматься, то он скоро обогнал бы их, потому что это менее трудно.» Некоторые из присутствовавших монахов, зная, что в мире нет ничего труднее молитвы, согласились с отцом Силуаном.

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.