ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

7. Поучения старца Силуана о благодати.

«Человек до благодати живет и думает, что у него все на душе хорошо и благополучно; но когда посетит его благодать и пребудет с ним, тогда он видит себя совершенно иначе; а когда потом снова потеряет благодать, тогда только узнает он, в какой великой беде находится.

Царский сын ушел далеко на охоту и, в глухом лесу потеряв дорогу, не мог уже возвратиться к своему дворцу. Много слез лил он, ища путь, и не находил. Оставаясь в диком лесу, он скучал о царе отце и царице матери, о братьях и сестрах. Каково ему, царскому сыну, жить в диком глухом лесу? И рыдал он о своей прежней жизни во дворце отца своего, и сильно тосковал о матери своей. Так и еще больше скорбит и скучает душа, когда потеряет благодать.

Когда братья продали Иосифа Прекрасного египтянам в рабство, в далекую чужую страну, то неутешно плакал он о своем отце; и когда увидел гроб матери своей Рахили, то горько рыдал и говорил: «Мать моя, видишь ли ты, что уводят меня в рабство, в далекую страну?» Так и еще больше страдает и скучает душа, потерявшая благодать Святого Духа, ведомая в рабство злыми мыслями. Но кто не знает благодати, тот и не ищет ее. Так мир прилепился земле, и не знают они, что ничто на земле не может заменить сладости Духа Святого.

Деревенский петух живет в малом дворе и доволен своей долей. Но орел, который летает под облаками и видит с высоты синие дали, знает многие страны, видел леса и луга, реки и горы, моря и города; и если обрезать ему крылья и пустить жить вместе с петухом на деревенском дворе, то как он будет тосковать о синем небе и о пустынных скалах. Так и душа, познавшая благодать, когда потеряет ее, то безутешно тоскует и ни в чем не находит себе покоя.»

«Человек сам бессилен исполнить заповеди Божии, поэтому и сказано: Просите, и дано будет вам (Мф. 7,7). И если мы не просим, то сами себя мучаем и лишаем благодати Святого Духа; а без благодати душа во многом смущается, потому что не разумеет воли Божией. Чтобы иметь благодать, человек должен быть воздержан во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище. И всякому воздержанию помогает поучение в слове Божием. Сказано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4,4).

Преподобная Мария Египетская взяла у святого Зосимы перстами немного сочива и сказала: «Довольно при благодати Божией». Надо приучить себя как можно меньше кушать, но это с рассуждением, насколько позволяет твоя работа. Мера воздержания должна быть такова, чтобы после обеда хотелось молиться.»

«Блюдите благодать Божию: с ней легко жить, все делается хорошо по Богу, все мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как бы по какому прекрасному саду, в котором живет Господь и Божия Матерь. Без благодати человек – грешная земля, а с благодатью Божией человек по уму подобен Ангелу. Ангелы умом служат Богу и любят Его, так и человек, как Ангел по уму. Блаженны те, которые день и ночь имеют заботу – как бы угодить Господу, чтобы стать достойными любви Его; они опытом и ощутимо познают благодать Святого Духа.»

«Кто все заповеди хранит, у того душа всегда будет чувствовать благодать хотя бы малую. Но она легко теряется за тщеславие, за один гордый помысел. Можно много поститься, много молиться и много добра делать, но если при этом будем тщеславиться, то будем подобны бубну, который гремит, а внутри пустой. Тщеславие опустошает душу, и много надо опыта, нужна долгая борьба, чтобы победить его.»

«Наша война и люта, и мудра, и вместе проста. Если душа возлюбит смирение, то все сети наших врагов порваны и все крепости их взяты. В нашей брани духовной тоже нужно зорко смотреть, чтобы все боевые припасы и продукты были целы. Припасы – это наше смирение, а продукты – это благодать Божия; если мы их потеряем, то враги нас победят. Война упорна, но только для гордых; смиренным же легко, потому что они возлюбили Господа и Он дает им Свое сильное орудие – благодать Святого Духа, которой боятся наши враги, ибо она их опаляет.»

«Вот самый короткий и легкий путь ко спасению. Будь послушлив, воздержан, не осуждай и храни ум и сердце свое от плохих помыслов, а помышляй, что все люди добрые и их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святого Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: «Милостив Господь».

Если же ты осуждаешь, ропщешь, любишь творить свою волю, то, хотя бы ты и много молился, душа твоя оскудеет и ты скажешь: «Забыл меня Господь». Но не Господь тебя забыл, а ты забыл, что тебе нужно смиряться, и потому благодать Божия не живет в душе твоей; в смиренную же душу она легко входит и дает ей мир и покой в Боге. Божия Матерь была смиренна более всех и потому прославляется и Небом и землей; и всякий, кто смиряется, будет прославлен Богом, и будет видеть славу Господню.»

«Каждый день мы питаем тело свое и дышим воздухом, чтобы оно жило. А для души нужен Господь и благодать Святого Духа, без которой душа мертва. Как солнце греет и живит полевые цветы и они влекутся к нему, так душа, любящая Бога, влечется к Нему и блаженствует в Нем, и от многой радости хочет, чтобы все люди также блаженствовали. Господь для того и создал нас, чтобы мы вечно на Небесах пребывали с Ним в любви.»

«Радуется Господь о душе, которая смиренно кается, и дает ей благодать Святого Духа. Знаю я, как один послушник получил Духа Святого, прожив в монастыре полгода; другие получили, прожив десять лет, а иные живут по сорок и более лет, прежде чем познают благодать. Но удержать сию благодать НИКТО не мог, потому что мы несмиренны. Преподобный Серафим был двадцати семи лет, когда увидел Господа, и душа его настолько возлюбила Бога, что он от сладости Духа Святого весь изменялся; но после он вышел в пустыню и, познав, что с ним нет ТОЙ благодати, три года стоял на камне, взывая: Боже, милостив буди мне, грешному.»

«За что же Господь так много нас любит? Ведь мы грешные и весь мир во зле лежит, как говорит Иоанн Богослов (1 Ин. 5,19). За что же Он нас любит? Господь Сам есть ОДНА ЛЮБОВЬ. Как забудем Господа, когда Он в нас? И Апостолы проповедовали народам: да вообразится в вас Христос (Галл. 4, 19).

О, если бы знал весь мир Господа, как Он нас любит, и как сладка сия любовь, и как все Небесные Силы питаются ею, и как все движется Духом Святым, и как величается Господь за страдания свои, и как славят Его все святые. И славе этой не будет конца.»

 

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.