ПИСАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИЛУАНА АФОНСКОГО.

10. Поучения старца Силуана о любви к Богу и людям.

 

«Господь любит всех людей, но кто ищет Его, того больше любит. «Любящие Мя люблю, - говорит Господь, - и ищущие Мя обрящут благодать» (Притч. 8, 17) А с нею хорошо жить, весело душе, и душа говорит «Господь МОЙ, я – раб ТВОЙ.»

«Господь святым ученикам сказал: «Детки, имеете ли вы какую еду?» (Ин. 21,5). Какая великая любовь в этих словах и о страданиях Господа за нас на кресте. О, как любит Господь Свое создание.»

«Если ты хочешь познать Господа, то смири себя вконец, будь послушлив и воздержан во всем, люби истину, и Господь НЕПРЕМЕННО даст тебе познать Себя Духом Святым; и тогда ты опытом познаешь, ЧТО есть любовь к Богу и ЧТО есть любовь к человеку. И чем совершеннее любовь, тем совершеннее познание. Есть любовь малая, есть средняя, есть и великая. Кто боится греха, тот любит Бога; кто имеет умиление, тот больше любит; кто имеет в душе свет и радость, тот еще больше любит; а у кого благодать и в душе и в теле, тот имеет совершенную любовь. Такую благодать Дух Святой давал мученикам, и она помогала им мужественно терпеть все страдания.»

«Кто познал сладость любви Божией, когда душа согрета благодатью и любит Бога и брата своего, тот знает отчасти, что Царство Божие внутри нас (Лк. 17, 21).»

«Если бы люди хранили заповеди Христовы, то на земле был бы рай и все имели бы все необходимое в достатке с малым трудом и Дух Божий жил бы в душах людей, ибо Он Сам ищет душу человеческую и хочет в нас жить, и если не вселяется, то только из-за гордости нашего ума.»

«Кто-нибудь скажет: «Все-то он рассуждает о любви Божией.» Но о чем же более рассуждать, как не о Боге? Ведь Он создал нас для того, чтобы мы вечно с Ним жили и видели славу Его. Кто что любит, тот о том и говорить хочет; а потом вырабатывается привычка: привыкнешь Бога мыслить, так и будешь всегда в душе Его носить; привыкнешь мирское помышлять, так и будешь умом всегда в этом; привыкнешь мыслить страдания Господа, привыкнешь думать о вечном огне, так и усвоится это в душе. В добром Бог помогает, а в худом – враги,  но зависит это от нашей воли; надо себя понуждать на добро, но умеренно и знать свою меру. Надо изучить свою душу, что ей полезно; одному полезно больше молиться, другому – читать или писать. И читать полезно, но лучше нерассеянно молиться, а еще дороже плач – кому что дает Господь. Благодать приходит от всего доброго. Но больше всего от любви к брату.»

«Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы, потому, что Господь не только простит, но и радуется зело обращению грешника. Хотя пришла смерть, но ты крепко верь, что как только будешь просить, так и получишь прощение.»

«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: «Ах, какой у нас Господь». Господь нас любит и кротко, без укора, принимает нас, как не укорил отец евангельского блудного сына, но велел дать ему новую одежду, и на руку драгоценный перстень, и сапоги на ноги его, и велел заколоть тельца упитанного и веселиться, и ни в чем не обличил его. О, как кротко и терпеливо и мы должны исправлять брата своего, чтобы был праздник на душе о его возвращении. Дух Святой учит душу неизглаголанно любить людей.»

Молю вас, испытайте. Кто вас оскорбляет, или бесчестит, или отнимает что ваше, или гонит Церковь, то молитесь Господу, говоря: «Господи, все мы — создание Твое; пожалей рабов Твоих и обрати их на покаяние», и тогда ощутимо будешь носить в душе твоей благодать. Сначала принудь сердце свое любить врагов, и Господь, видя доброе желание твое, поможет тебе во всем и сам опыт покажет тебе. А кто помышляет злое о врагах, в том нет любви Божией и не познал он Бога. Если будешь молиться за врагов, то придет к тебе мир; а когда будешь любить врагов, то знай, что благодать Божия живет в тебе большая, но не говорю еще — совершенная, но достаточная ко спасению. А если ты поносишь врагов своих, то это значит, что злой дух живет в тебе и приносит в сердце твое злые помыслы, ибо, как сказал Господь, от сердца исходят помышления злые или добрые. Добрый человек думает: всякий заблудившийся от истины погибнет, и потому его жалко. А кто не научен Духом Святым любви, тот, конечно, не будет молиться за врагов. Наученный любви от Духа Святого всю жизнь скорбит о людях, которые не спасаются, и много слез проливает о народе, и благодать Божия дает ему силы любить врагов.

Если ты не имеешь любви, то хотя бы не поноси и не кляни их; и это уже лучше будет; а если кто клянет и ругает, в том ясно живет злой дух, и если не покается, то по смерти пойдет туда, где пребывают злые духи. Да избавит Господь всякую душу от такой беды. Поймите. Это так просто. Жалко тех людей, которые не знают Бога или идут против Бога; сердце болит за них, и слезы льются из очей. Нам ясно видно и рай и муку: мы познали это Духом Святым. Вот и Господь сказал: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Так отсюда еще начинается Вечная Жизнь, и мука вечная отсюда начинается.»

«Милостивый Господь нам, грешникам, дал Духа Святого и не взыскал от нас ни единой уплаты, но каждому из нас говорит, как апостолу Петру: «Любишь ли Меня?» Так Господь хочет от нас только любви и радуется нашему обращению. Таково милосердие Божие к человеку: бросил человек грешить и смирился пред Богом — и Господь милостиво прощает ему все и дает благодать Святого Духа и силу побеждать грех.

Дивное дело: человек гнушается братом своим, таким же человеком, когда он беден или нечист, а Господь, как чадолюбивая мать дитяти своему, все нам прощает, и не гнушается никаким грешником, и даже дает ему дар Духа Святого. Если бы люди познали любовь Господа к нам, то совершенно предались бы Его святой воле и жили бы тогда покойные в Боге, как царские дети. Царь обо всем заботится: и о царстве, и о семье, и о сыне, и о детях, а сын спокойно живет во дворце; ему все служат, а он наслаждается всем без забот. Так предавшийся на волю Божию живет в покое, довольный своею судьбою, хотя бы он был болен, или беден, или гоним. Он покоен потому, что с ним благодать Святого Духа и сладость Духа Святого утешает его, и он скорбит только о том, что много оскорбил любимого Господа.»

Книга архим. Софрония (Сахарова) «Преподобный старец Силуан Афонский» 2007 г.