Еп. Тихон (Шевкунов): никакого реального будущего у идеи экуменизма в Церкви нет

МОСКВА, 25 апреля – РИА Новости

Нынешняя экуменическая деятельность воспринимается значительной частью паствы Русской Православной Церкви "без всякой симпатии", и большая часть верующих не видит "никакого реального будущего у идеи экуменизма в Церкви", заявил ответственный секретарь патриаршего совета по культуре, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).

"Не думаю, что сегодня можно оправданно говорить о "засилье экуменизма" (движение за объединение церквей. — ред). Защитная реакция церковного народа на любые экуменические опыты следует незамедлительно и выражается остро. И даже когда канонически неприемлемых действий в межконфессиональных контактах не происходит, сам таковой факт воспринимается частью Церкви весьма напряженно. Еще более значительная часть Церкви <…> к экуменической деятельности относится, мягко говоря, без всякой симпатии", — сказал Шевкунов.

 

По его словам, для таких настроений есть свои причины. Как отметил Шевкунов, многие священники помнят экуменические молебны советских времен, к которым принудительно пытались привлекать духовенство. "К тому же экуменизм накрепко ассоциируется с церковным официозом, патриархийным чиновничеством, что тоже не добавляет ему симпатий: чиновников не любят независимо от того, в рясах они или в светских костюмах", — добавил епископ.

Богословие экуменизма, по оценке викария Патриарха Кирилла, "уныло и надуманно, и в целом — ниже всякой критики", в то время как богословие антиэкуменизма — "вдохновенно и опирается на святоотеческую традицию".

 

Большинство верующих Русской Православной Церкви, отметил Шевкунов, "просто отчетливо осознают, что никакого реального будущего у идеи экуменизма в Церкви нет". "Но если это знаем мы, поверьте, это более чем известно священноначалию нашей Церкви", — заверил он.

Оценивая экуменическую политику, проводимую главой ОВЦС митрополитом Никодимом (Ротовым) во время хрущевских гонений, представитель РПЦ выразил убеждение, что курс на "усердный экуменизм" являлся в действительности лишь "маневром", который был предпринят священноначалием в те годы "в высшей степени холодно и прагматично".

 

"Все очень хорошо помнили недавний период ужасающих гонений. И чтобы не дать вновь запущенной репрессивной государственной машине осуществить поставленную партийным руководством задачу — полностью истребить Церковь на территории СССР, решили ухватиться за возможность экуменической деятельности, громогласно заявить о себе и попытаться спасти церковные структуры под международным прикрытием. Этот план во многом удался. Но между экуменистами-прагматиками, как водится, появились и романтики экуменизма, хотя таких чудаков было совсем немного", — сказал Шевкунов.

 

В целом, по его мнению, нужно признать, что "мы имеем сегодня членов Церкви, в большинстве своем надежно привитых от экуменизма". "Имеем иерархию, старшее поколение которой, участвовавшее в прагматически ориентированной экуменической внешней политике 1970-80-х годов, от этого сторонниками создания синтетической мировой религии и отказа от Православия, конечно же, не стало. Утверждать обратное можно лишь на основании домыслов и сплетен", — заявил наместник Сретенского монастыря.