ДЕСЯТЬ ЛЕТ КАК ОДНО МГНОВЕНИЕ
Вот уже более 155 лет на глебовской земле стоит храм в честь Казанской иконы Божией Матери, признанный памятником архитектуры. Храм по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона был сооружен в 1859 г. с благословения святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, на средства помещика майора Степана Степановича Шиловского. Прообразом Казанского храма стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Санкт-Петербурге, созданная К.А. Тоном в 1844-1849 гг. Она отличалась особенной, древнерусской шатровой формой, которая повторялась в боковых главах-звонницах. Создатель храма С.С. Шиловский постарался воплотить все лучшее, что было в архитектуре и строительстве того времени, и не пожалел сил и средств на благоукрашение дома Божьего.
В усадьбе Шиловских бывал и подолгу жил русский композитор П.И. Чайковский, работавший в то время над оперой «Евгений Онегин», балетом «Лебединое озеро», циклом «Времена года». Бывали в имении композитор Модест Петрович Мусоргский, писатель Антон Павлович Чехов. В 20 веке храм в эпоху гонений оставался столпом и утверждением истины – только в 1938 году он лишился последнего своего настоятеля: священномученик Алексий Смирнов, который в течение сорока трех лет нес пастырское служение, был расстрелян на полигоне в Бутово.
В 1989-90 гг. Глебовской птицефабрикой при директоре Н.Свириденко были начаты работы по реконструкции храма, которые закончились на стадии консервации сооружения. В 1998 году Казанский храм был передан верующим, его настоятелем был священник Владимир Матвеев.
В 2003 году настоятелем Казанского храма был назначен выпускник Московской духовной академии священник Александр Чепрасов. С этого момента в храме начались регулярные богослужения. В престольный праздник 4 ноября 2003 года был отслужен первый молебен. В 2004 г. был получен священный плат – Антиминс, и 21 июля следующего года, в день обретения иконы Казанской Божией Матери, состоялась первая за последние 70 лет Божественная Литургия.
В 2007 г. по благословению митрополита Ювеналия над святым источником, который расположен в семистах метрах от храма в лиственничной роще, была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери. В том же году в центре поселка Глебовский был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140 летнего юбилея со дня его рождения и пятилетию канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских.
В начале 2007 года на храмовую звонницу были установлены 9 колоколов, а в феврале 2008 г. – большой колокол «Благовест» весом 1200 кг. С лета 2008 года ежегодно проводится колокольный фестиваль «Казанский звон», организуемый Казанской церковью и Московским Колокольным Центром.
При храме действует детская воскресная школа, в которой проходят еженедельные занятия по Закону Божию и рукоделию, проводятся Рождественские и Пасхальные утренники, еженедельно издается воскресный приходской листок, прихожане совершают паломнические поездки по святым местам.
Десять лет службы настоятелем, восстановления храма и создания прихода дают повод оглянуться назад и подвести первые итоги. Мы встретились со священником Александром Чепрасовым, чтобы узнать, чем живет сегодня приход Казанской церкви, с какими мыслями вспоминает о пережитом и с какими надеждами смотрит вперед.
- Отец Александр, расскажите немного о себе, о своем пути к служению в священническом сане?
- Я родился и юные годы прожил в Тамбовской области. И хотя у нас в роду не было священников, мое воспитание в воцерковленной семье, жизнь при храме – всё было предпосылками к будущему принятию сана. Сначала приходской священник предложил помогать ему в храме, затем посетивший наш храм Владыка Евгений (Ждан) обратил на меня внимание и сказал, что мне нужно учиться в духовном образовательном учреждении. Владыка благословил меня быть у него иподиаконом. Через год я поступил Санкт-Петербургскую Духовную Семинарию, после окончания которой поступил в Московскую Духовную академию. Всего обучение в Духовных школах заняло у меня 9 лет. Ко мне Господь явил Свою милость и дал великий дар – дар служения у Его престола.
После рукоположения меня назначили настоятелем Казанской церкви и по совместительству - в Крестовоздвиженский храм в Дарне, к о. Константину.
- Что, на ваш взгляд, самое главное, самое важное было сделано за эти годы?
- Самое главное – это служение Литургии, это центр жизни всего прихода, то, что нас объединяет. Что такое храм без Божественной Литургии? Просто памятник архитектуры. Литургия – это сердце Церкви. Осенью 2003 года был отслужен молебен – без входной двери, кровля была местами порушена, на морозе вместе со мной молились всего пять старушек, которые до сих пор здравствуют и помогают и делом, и молитвой. К счастью, уже следующим летом отслужили первую Литургию – и с тех пор служим еженедельно. Заложили пробоины в стенах, заменили кровлю и окна, провели отопление – и людей на службах прибавилось, покрасили стены, по возможности украсили храм – и многие оценили перемены. Сейчас заметно прибавилось количество крещаемых и брачующихся, по сравнению с первыми годами жизни прихода. Так что все взаимосвязано: внешнее и внутреннее.
- За десять лет храм и его территория преобразились, появились новые постройки. Что уже сделано и что еще только предстоит?
- Бюджет сельского храма, к сожалению, не сопоставим с количеством расходов, необходимых для реставрации памятника архитектуры, особенно в условиях современных высоких рыночных цен как на строительные материалы, так и на оплату работ. В связи с этим мы не можем с точностью планировать реставрационные работы на несколько лет вперед. Восстановление большинства приходов проводится на частные пожертвования состоятельных прихожан. Нет такого человека – нет и работ.
За прошедшие десять лет усердием прихожан, во-первых, увеличилась церковная территория, раньше невозможно было даже Крестным ходом вокруг храма пройти – вплотную прилегали огороды местных жителей. Но когда храм начал возрождаться, некоторые пошли нам навстречу и безвозмездно уступили эту землю.
Пока шло восстановление храма, нам пришлось поменять девять бригад строителей, пока не нашли действительно профессионалов своего дела и при этом порядочных людей. Всё не без трудностей. Был построен приходской дом, где сейчас располагаются котельная, просфорня, воскресная школа, библиотека, трапезная, хозяйственные помещения. Для самых юных прихожан сделали детскую площадку, это место стало любимым среди семей с детьми, в летние вечера на площадке у храма всегда играют дети.
Интересный факт: через пять лет после начала восстановительных работ местные жители принесли в храм три подгнившие доски, потемневшие от времени, но с явственно сохранившимися ликами – это была Тихвинская икона Божией Матери, висевшая в храме до его осквернения. Оказалось, что долгое время этими «досками» закрывали погреб, а когда однажды перевернули их и увидели святые лики – испугались и отнесли то, что осталось от иконы, в храм. Были проведены серьезные реставрационные работы – и сейчас Тихвинский образ – единственная икона, сохранившаяся с прежних времен. Икона связала историю храма до разрушения и нынешнюю эпоху возрождения.
Впереди еще много работы – внешняя отделка храма, внутренние работы – роспись, иконостас, благоустройство территории и установка ограды. Но главное все-таки то, чтобы люди придя в церковь, увидели, что мы трудимся здесь для того, чтобы храм Божий засиял в прежнем великолепии. Мы живем в период созидания и полагаем свои силы для церковного процветания.
- С 2008 года при храме проводится Фестиваль колокольного звона. Чья была идея этого мероприятия, изменился ли его формат за эти годы, и для чего вообще он проводится?
- В этом году мы провели уже шестой фестиваль, он стал визитной карточкой не только нашего храма и поселка Глебово, но и всего района: гости и зрители приезжают из Москвы и со всей Московской области, и с каждым годом их становится больше. Нам хотелось привлечь людей к храму, показать им истинную красоту Православия, засвидетельствовать, что наша вера – далеко не скучна, как может показаться стороннему наблюдателю, а глубока и многообразна. Многие из наших прихожан содействуют организации и материально поддерживают проведение фестиваля, дабы доброе семя в свое время принесло плод. Основная задача этого мероприятия – приобщение людей к русским православным традициям и русской культуре. Мы стараемся сделать фестиваль привлекательным для детей и для взрослых: для детей – батуты, воздушные шары, угощение, для их родителей – знакомство с искусством колокольного звона, обширная концертная программа: народные коллективы, классические и церковные хоры. У нас выступают звонари Московского колокольного центра и местных храмов. При этом, мы считаем, что наш фестиваль – мероприятие не для специалистов, а для широкой аудитории.
- А не получается ли, что вы даете людям «хлеба и зрелищ», а не нечто духовное и душеполезное?
- Каждый судит в меру собственного нравственного состояния. Но если мы смогли показать красоту и глубину Православия, доброжелательность и разностороннее развитие верующих людей смогли – это уже полдела. Это не мы, а Господь каждому дает дар веры, и уже каждый делает свой личный выбор – принять этот дар или отказаться. Даже если один наш зритель просто задумается о вере, о необходимости Бога и Церкви в своей жизни – это уже большой результат. На нашем фестивале, например, запрещено курить и распивать спиртные напитки, танцевальные увеселения мы также не устраиваем.
- Положительный образ священника – какой он, на ваш взгляд?
- Мне кажется, для священнослужителя, как и для любого христианина, важно самому являть образ Христа для окружающих, как сказано в Евангелии «вы – соль мира» (Мф. 5, 13). Самое главное в священнике, на мой взгляд, - искренность. Искренность к Богу и к людям. Сейчас в нашей жизни очень много лукавства, изворотливости, и людям не хватает чистых искренних чувств, слов и дел. Святые отцы говорят о том, что современный мир погубит выгода. Еще одно качество важное для всех нас – это любовь. Любовь – не черта характера, это не врожденное качество, его надо в себе воспитывать, учиться ему. Как говорил прп. Амвросий Оптинский, «если не имеешь в себе любви, делай дела любви, и Господь тебе ее даст». Перед Вторым Пришествием Господа на землю будет оскудение любви.
- Десять лет с момента рукоположения – это много или мало? Можно ли подвести какие-то итоги этого жизненного отрезка?
- Десять лет в свете продолжительности человеческой жизни – это существенный отрезок, но оглядываюсь назад – и мои десять лет служения, как одно мгновение. В такие моменты понимаешь, что вся наша жизнь – ничто, и как бы нам ни казалось, что мы еще молоды, жизнь пролетит – не заметишь. У старца отца Николая Гурьянова есть прекрасное стихотворение:
Прошел мой век, как день вчерашний,
Надеюсь, что был полезен людям за эти годы, никого не оттолкнул от Церкви. Все эти годы меня поддерживал очень близкий человек – моя супруга. В нашей многодетной семье всё на ней – и быт, и воспитание четверых детей, и это великий труд, которой не каждой под силу. Матушка – это не статус, а жертва. Она поддерживает меня в служении и старается вести наших детей ко Христу.
Татьяна КАЛМИНА. |