Воспоминания прихожан - Мануйлов Борис Михайлович

Борис Михайлович МАНУЙЛОВ, доктор биологических наук, профессор:

- Так случилось, что мое воцерковление совпало с моим знакомством с храмом в Глебово и его настоятелем отцом Александром. Однажды ехал по Волоколамскому шосссе, увидел указатель к святому источнику, решил свернуть с дороги. Глебовские места, сам Казанский храм, который в ту пору только-только начинал восстанавливаться, настолько впечатлили, поразили меня, что я решил подробнее изучить историю усадьбы, историю церкви, его настоятелей. В то время у меня была сложная жизненная ситуация, тяжелейший период, связанный с трудностями в работе. Я пытался многое переосмыслить, понять. Сначала я ходил к святому источнику, затем заходил в храм под конец службы, потом стал приходить пораньше, потом – к самому началу. И со временем стал понимать, что уже без богослужения мне сложно. Я уверовал.

Накопленный мною к тому времени багаж знаний по биологии, медицине лишь усиливали, дополняли мысль: чем больше познаешь, тем больше задаешься вопросом: «Как это может быть?» И понимаешь: это невозможно без Творца. Как, например, можно создать клетку, листок? Я уже не говорю о невероятно организованной системе под названием организм человека. Диву даешься! Мне довелось два года работать в реанимации в Москве, где совершенно четко было понятно, что все – смерть, жизнь – все происходит по воле Божией.

Мне очень близко такое выражение: «Нужно быть крепко верующим человеком, чтобы не верить в Бога». Что бы мы ни делали, что бы ни придумывали - все это лишь подобие того, что создано Творцом. Любое творчество, изобретательство, как например, разработка лекарств – все приходит сверху. Бог дает каждому человеку провести то божественное, что должно быть.

Вера в Богаэто милость Бога. То, без чего трудно жить. Говорят, что воцерковленный человек – это тот, который уже многое познал. В моем понимании мы все находимся в пути познания. Можно всю жизнь ходить в храм, но так и не узнать того, что необходимо для спасения, а есть люди, которые редко бывают в церкви, но при этом живут по законам Божьим.

Еще мне не понятно, как можно судить о том, чего не знаешь – например, многие говорят о православии, Боге, молитвах, посте, не пройдя через все это, не посетив храма, не зная церковной жизни. Иные спрашивают: «Почему именно православие?» В моем понимании всегда надо отталкиваться от первоисточника, чтобы понять истину. А первоисточник – это Евангелие, книги святых отцов. Сам Бог в облике Христа пришел на Землю и рассказал как себя вести, как быть, как познать смысл бытия. И если сам Бог всё рассказал, так что же нам, грешным, придумывать. Именно поэтому Православие идет от самого Бога.

Почему нам, мирянам, за советом всегда нужно идти к батюшке? Потому что священник знает Евангелие и живет по Евангелию, он способен отделить истину от наших страстей. Конечно, если говорить о правильном батюшке. Отец Александр как раз тот идеал священника, который, в моем представлении, должен быть. Во-первых, это заключается в его отношении к людям, к служению. Те, кто регулярно посещают храм, видят, насколько напряженный, трудный у него график, ведь помимо службы в храме у него много других обязанностей, треб. И он все это успевает, никогда никому не отказывает, и при этом деньги за это не берет. В храме нет ценников – ты можешь рубль дать, можешь тысячу, а можешь ничего не положить. Бескорыстное служение настоятеля, который всегда всем помогает, старается каждому уделить внимание, который как хороший полководец знает всех своих прихожан по имени, знает их проблемы, пытается помочь: вот этот христианский подход воплощает собою в жизнь отец Александр. Немаловажно, что он очень грамотный священник, который учился девять лет и получил два высших церковных образования. Он очень много знает. Сам я недостаточно хорошо разбираюсь в структуре правильного богослужения, но есть люди, которые в этом хорошо понимают. И они говорят о том, что в Казанском храме батюшка Александр проводит богослужения так, как должно быть. Например, один мужчина, который ездит в Глебово издалека, поделился как-то со мной: «Я объездил много храмов и только здесь увидел правильное отношение к службе. Здесь не сокращают богослужебные элементы, не заменяют их».

Наверное, показателем человеческих качеств настоятеля является еще и невероятная скромность и любовь к людям. Многое еще можно перечислять, но очевидно: отец Александр приводит к Церкви многих людей, его приход из года в год растет, прирастает молодежью, по-настоящему стремящейся к вере. Казанский приход живет полноценной, правильной жизнью, где царит взаимопомощь и объединение. Как можно по-другому относиться к такому труду – только с уважением и благодарностью.