150 летсвятому Истринской землипротоиерею Алексию Смирнову(17.3.1867 - 28.2.1938)
«Юбилейный Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, принял решение прославить для общецерковного почитания в лике святых новомучеников и исповедников более 1200 угодников. На сегодня в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включены имена более 1760 пострадавших за православную веру. Но важно не столько вписать имена подвижников в святцы, сколько научиться чтить их память, изучать их наследие, воспитывать подрастающее поколение в уважении к их подвигу» (из речи Патриарха Кирилла на открытии XXV Международных Рождественских образовательных чтений 25 января 2017 года в Москве). В собор святых земли Истринской входят двенадцать мучеников за веру (полный список приведен на сайте благочиния). Среди них протоиерей Алексий Петрович Смирнов, который 43 года непрерывно служил в храмах Филатово и Глебово Московской области и в 1938 году был расстрелян на полигоне в Бутово. В соборе Солнечногорских святых есть почти полный тезка - Алексий Сергеевич Смирнов. Помимо совпадения имени и фамилии у них есть и другие совпадения, например, оба жили в одно время и были священниками храмов Звенигородского уезда, оба были расстреляны в Бутово в 1938 году с разницей в несколько недель. Во избежание путаницы нашего святого еще называют о. Алексий Филатово-Глебовский.
Икона сщмч. Алексия Смирнова из храма села Филатово Алексей Петрович Смирнов родился 150 лет назад в семье сельского церковнослужителя. В метрической книге Гремячевского селения, которая хранится в Государственном архиве Тульской области, имеется запись о рождении мальчика Алеши 4 марта 1867 года (по старому стилю), в которой сказано: «Родители новорожденного: Новоприборной Слободы Троицкой церкви пономарь Петр Тимофеев Смирнов и его законная жена Евдокия Андреева, православные». Мы пока почти ничего не знаем про родителей и детство Алексея, были ли у него братья и сестры. Еще недавно считалось, что когда мальчику было семь лет, у него умер отец, и он уехал в Москву к деду, который был дьячком. Об этом говорил сам о. Алексий много лет спустя (такие сведения имеются в протоколе его допроса). Но недавно были обнаружены архивные документы, из которых следует, что в 1877 году Алеша поступил в Донское училище, и что его отец тогда был еще жив. Про родителя было сказано, что «ныне Московский мещанин Петр Тимофеев Смирнов находится при Духосошественской на Даниловом кладбище церкви в должности сторожа». Несколько лет Алеша изучал различные предметы и богословские науки в училище и в 1884 году окончил его с хорошими и отличными оценками. После чего как успешный ученик получил направление в Московскую Духовную семинарию. По окончании семинарии он был определен в Знаменскую церковь на Знаменке на низшую церковную должность псаломщика. Случилось это в ноябре 1890 года. Во время служения в Москве он женился на Екатерине Ильиничне (к сожалению пока не удалось установить ни девичью фамилию, ни кем были ее родители), здесь родились первые дети - дочь Мария и сын Николай. Летом 1895 года Алексей Петрович Смирнов получил назначение на священническое место в Христорождественскую церковь села Филатово, Звенигородского уезда (ныне Истринский район). Здесь он прослужил настоятелем храма до конца своих дней. Стоит немного рассказать о месте, где батюшка провел большую часть своей жизни. История села Филатово и окрестных мест по берегам небольшой речки Маглуши – притока реки Истра – уходит в глубину веков. Деревня Филатово известна по Писцовой книге Рузского уезда 1567-1569 годов. В этом же документе упомянуты также другие соседние селения: сельцо Глебовское, погост Рождества Христова “на Мологощи” (так прежде называлась речка Маглуша), деревня Брыково (ныне поселок Красный), деревня Бокарево (ныне Букарево). Упоминание указанных населенных пунктов в древнем документе дает полное право говорить, что их история насчитывает не менее четырех с половиной столетий. И, стало быть, в 2017 году на Филатово-Глебовской земле двойной праздник: 150 лет священномученику Алексию Смирнову и 450 лет селениям Брыково, Букарево, Глебово, Филатово. От Глебово до Филатово чуть более 3 верст (километров). Примерно посередине находится старинное сельское кладбище. Это тот самый “Рождественский погост на Мологощи”, с которого началась церковная история данной местности. Когда-то там жили люди, но домов давно уже нет. Недалеко от входа на кладбище среди деревьев можно разглядеть небольшие холмики – это остатки бывших курганов. Раскопки данного могильника производились неоднократно, начиная еще с дореволюционных времен. Ученые датируют захоронения XI-XIII веками.
Юбилейный баннер, подготовленный приходом Казанского храма села Глебово, 2017 год. Предание гласит, что около этих курганов когда-то был женский монастырь. Однако эта легенда не подтверждается документально, не удалось пока найти упоминаний об этой обители ни в одном историческом первоисточнике. А вот православная церковь в древности в тех местах была точно. Первая достоверная запись о ней обнаружена в уже упомянутой Писцовой книге Рузского уезда: «Волость Войничи …Погост на цареве и великого князя земле на речке Мологощи, а на погосте церковь Рожество Христово. Пашни церковные в поле худые земли двадцать чети, а в дву потому ж. Сена косят на отхожее лугу пятьдесят копен на реке на Мологощи под деревнею под Морозовою Горою» (текст приведен с сохранением стилистики документа, но без буквы “ять”). В сельце Филатово домовая Христорождественская церковь была построена в 1750-х годах. Как сказано про нее в архивных документах: «женою камердинера Императрицы Елизаветы Петровны Матвея Иванова сына Воронова Анною Дмитриевною, дочерью да детьми камер-пажами Алексием, да Михаилом Александровыми, детьми Думашевыми и находится среди господской земли». Причем, что интересно, материалом для постройки указанной церкви частично послужил кирпич из разобранного неподалеку храма в честь иконы “Всех Скорбящих Радость”, который в первой половине XVIII века находился в соседнем селе Савино-Спасское. Ныне это село не существует, там теперь находятся корпуса бывшей Железниковской птицефабрики. Еще один любопытный факт состоит в том, что домовой храм в Филатово был каменным и долгие годы считался приписным к деревянной церкви на Рождественском погосте. Посвящение обоих храмов было одинаковым – в честь Рождества Христова.
Христорождественская церковь села Филатово, начало XX века. (снимок из фондов музея "Новый Иерусалим") Ситуация изменилась, когда в 1808 году церковь на погосте сгорела. Поначалу собирались ее восстанавливать. Московской Духовной Консисторией был издан «Указ вотчинице княгине Агрофене Никифоровой Лобановой-Ростовской: в сельце Хлебове [имеется ввиду соседнее Глебово – прим. авт.] дозволено построить новую каменную церковь вместо сгоревшей деревянной». Однако шли годы, к строительству так и не приступали, даже материал не заготовили. А когда умерла княгиня, ее наследники от планов восстановления храма и вовсе отказались. Тогда Консистория приняла единственно верное решение: считать прежнюю домовую церковь в селе Филатово приходской, в которой и так все время после пожара проводились богослужения. Расстояние между погостом и селом было небольшим (чуть более 1 версты) и прихожане от перемещения места приходской церкви больших неудобств не испытали. А там, где прежде находился алтарь сгоревшей церкви, во избежание осквернения святого места со временем поставили небольшую деревянную часовню. На протяжении XIX-XX веков приход Христорождественской церкви оставался стабильным. В него помимо самого села Филатово входили селения Звенигородского уезда – сельцо Глебово, деревни Букарево, Высоково, Горки, - и две деревни Рузского уезда – Курсаково и Чаново. Количество крестьянских дворов колебалось от 131 (в 1828 году) до 143 (в 1892 году), а вот число прихожан все время было одним и тем же – примерно тысяча душ (мужчин и женщин поровну). По числу дворов и прихожан приход считался небогатым и служившие в нем священнослужители постоянно жаловались на бедность своего существования. Ситуация с материальным обеспечением особенно обострилась в 1825 году, когда владелец села Филатово прапорщик Петр Алексеевич Хоненев отказался клиру платить ругу (иначе говоря, перестал выплачивать материальное пособие), которая прежде составляла «ржи 25 четвертей, денег 400 рублей». Сразу после этого из состава клира был выведен дьякон, чтобы тем самым немного облегчить существование оставшимся членам причта – священнику, дьячку и пономарю. И все же следует отметить, что, несмотря на скудость жизни, местные священники служили в Христорождественской церкви, как правило, подолгу. В результате архивных изысканий удалось установить имена всех священнослужителей села Филатово, начиная со времени пожара на погосте, после чего храм стал приходским. Первым был священник Василий Васильев Смирнов (1809-1831 годы), потом Михаил Иванов Троицкий (1831-1832, это был священник из соседнего села Мушкино, который временно служил в Филатово во время отсутствия там своего настоятеля), Петр Алексеев Минервин (1832-1870), Феодор Иванов Ильинский (1871-1895), Алексей Петрович Смирнов (1895-1938). (Необходимо сказать, что имена священников указаны так, как они записывались в церковных документах: вплоть до конца XIX века писать отчества людей в привычном нам виде с окончанием “вич” было привилегией знатных особ). Стали также известны имена многих дьяконов, дьячков, пономарей и псаломщиков, служивших в церквях села Филатово и на Рождественском погосте. Для “пропитания” священнослужителей до революции каждому сельскому храму отводилась определенная “пропорция” земли – обычно 33-34 десятины на весь причт. К Филатовской церкви земли было приписано больше – в отдельные годы доходило до 80 десятин и более. Но большая ее часть была под лесом, оврагами, речками и дорогами, и оттого была непригодной для обработки. А оставшаяся свободная земля была не слишком плодородная (“худая”, как ее характеризовали еще в XVI веке). Поэтому семьи местных священнослужителей жили бедно, и членам клира приходилось постоянно искать дополнительные источники дохода. Так, например, предшественник отца Алексия в Филатово священник Федор Ильинский, у которого семья была большая (8 детей), неоднократно предупреждался начальством за своевольное распоряжение церковным лесом (за продажу его на сторону). Вот в такой небогатый сельский приход попал из Москвы молодой (всего 28 лет) священник о. Алексий, когда в 1895 году приехал в село Филатово вместе с женой Екатериной и двумя малолетними детьми. По приезду батюшке пришлось покупать жилье у своего предшественника. Деревянный дом был большой, но довольно старый, холодный и требующий ремонта (он сохранился и в нем теперь открыт музей священномученика). За дом его владелец – священник Федор Ильинский запросил 600 рублей. У молодого батюшки таких денег не было, пришлось брать заем, который в течение ряда лет необходимо было возвращать с процентами. Все деревни прихода находились в радиусе 3 верст от села Филатово. Хороших дорог между селениями практически не имелось, местность была изрезана холмами, оврагами и ручьями. Земля, как в большинстве мест Подмосковья, была суглинистой. Весной и осенью покрытие дорог превращалось в труднопроходимую липкую кашу, что создавало немалые трудности молодому батюшке в исполнении приходских треб (отпевания, молебны и т.п.). Отец Алексий не имел собственной лошади и вынужден был нанимать подводу, чтобы ездить по деревням и, особенно часто в деревню Чаново, где работал законоучителем в земской школе, преподавал закон Божий. Состоял он также законоучителем и наблюдателем в школе своего села. Это приносило дополнительный доход семье священника, как сказано в архивном документе: «25 рублей идет ему от Филатовской школы питомцев Московскаго Воспитательнаго Дома и с небольшим 100 рублей за труды законоучителя в Чановской земской школе». В начале XX века появился еще один источник дохода: между погостом и селом Филатово владелица имения в Брыково Анна Тимофеевна Карпова (урожд. Морозова) построила училище “повышенного типа”. В нем батюшка также преподавал закон Божий. Самой известной и почитаемой святыней Христорождественского храма являлась большая икона Тихвинской Божией Матери. Это был образ древнегреческого письма, на котором имелась такая чеканная надпись: «истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Одигитрии Тихвинская». Обстоятельства ее появления в Филатовской церкви объясняются так: «Есть крепкое народное предание, что икона эта находилась прежде в образной у строителей храма Рождества Христова г. Думашевых». Тихвинская икона хранилась в храме в особом украшенном киоте. В церковной летописи Христорождественского храма, составленной священником о. Феодором Ильинским и напечатанной в церковном журнале в 1875 году, подробно описан один из случаев чудотворения иконы. Летом 1839 года в окрестностях села Филатова случилась большая засуха. В соседней деревне Чаново крестьяне «развели огонь для приготовления себе пищи», который не погасили на ночлег. А на следующее утро пламя разгорелось, жители пытались, но не могли потушить его своими силами. Тогда они принесли из Христорождественской церкви Тихвинскую икону и начали горячо молиться и «не успели доехать с иконою до жилья, как вдруг пошел такой проливной дождь, что повсюду показались лужи и по дороге бежали целые ручьи, и нигде в лесу не осталось пожирающаго пламени». Божией милостью чудотворная икона сохранилась. Большое спасибо за это родственникам сщмч. Алексия, которые долгие годы берегли святыню как от советской власти, так и от лихих людей! В начале XXI века, когда еще не было понятно – будет ли восстанавливаться церковь в Филатово – образ передали в Ново-Иерусалимский монастырь. Несколько лет пробыла икона в обители, там ее отреставрировали. А когда храм в Филатово начал возрождаться, чудотворный образ был возвращен. Это случилось 8 июня 2015 года. В Воскресенском соборе игумен Ново-Иерусалимского монастыря Феофилакт (Безукладников) торжественно передал Тихвинскую икону приходу села Филатово. Святой образ вернулся в родную Христорождественскую церковь, надеемся, что теперь навсегда.
Передача Тихвинской иконы в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, 2015 год Чудотворная икона ныне постоянно находится в Христорождественском храме и доступна к поклонению во время Богослужений. Но вернемся назад, во времена служения о. Алексия. Батюшке, как настоятелю храма, необходимо было решать множество различных вопросов. Так в 1907 году ему пришлось заниматься расширением кладбища на Рождественском погосте, т.к. старое существовало уже несколько столетий и к тому времени «стало тесным». Отец Алексий подготовил прошение в Московское Губернское Правление, согласовал все необходимое с Московской Духовной Консисторией. Вместе с приставом Звенигородского уезда была создана комиссия для рассмотрения вопроса на месте, составлен соответствующий акт. Местный помещик сельца Глебово Борис Алексеевич Брусилов пожертвовал 300 рублей на выкуп церковной земли. В итоге вопрос о расширении кладбища был решен положительно. Отцу Алексию регулярно приходилось выполнять текущие ремонты здания Филатовской церкви. Необходимо было то поправить иконостас, то «освежить» стенную живопись, потемневшую от кадильного дыма и пыли, то исправить покосившиеся оконные рамы, чтобы сохранить тепло в церкви и др. Все это требовало бумажной переписки для получения разрешений от Московской Духовной Консистории, согласования с Императорской Археологической комиссией. Для проведения работ составлялись сметы, определялись источники финансирования. Хорошо, если имелись в наличии церковные деньги, в других случаях «надеялись собрать от доброхотных дателей, своих прихожан». В архивных документах обнаружены сведения о проведении ремонтных работ в Филатовской церкви в 1901, 1902, 1904 и 1912 годах. Здесь уместно будет сказать об одном интересном и очень ценном для нас факте, недавно обнаруженном в архивном деле ЦИАМ. В ежегодном финансовом отчете Христорождественского храма за 1903 год имеется запись, сделанная рукой священника о. Алексия Смирнова: «Сто (100) рублей пожертвовано о. протоиереем Иоанном Сергиевым Кронштадским». Мы не знаем, по какому случаю и по какой причине знаменитый всероссийский Праведник удостоил вниманием скромную сельскую церковь села Филатово, находившуюся к тому же в другой епархии и совсем не близко. Пожертвованная сумма в 100 рублей хоть и невелика, но впрочем, по тем временам, тоже значительная. Главное – это то, что великий святой земли Русской духовно благословил нашу Христорождественскую церковь и нашего настоятеля, ныне тоже святого, отца Алексия Смирнова!
Фрагменты листов из архивного дела ЦИАМ, 1903 год. За ревностное служение Церкви и делу просвещения простого народа отец Алексий регулярно получал награды от правящего архиерея. В клировой ведомости за 1928 год в послужном списке батюшки отмечено: «За усердные труды в деле народного образования награжден набедренником в 1903 году ноября 7 дня. За усердные труды на поприще духовно-просветительной и пастырской деятельности награжден скуфьею 1912 года мая 6 дня. За тоже самое награжден камилавкою 1916 года мая 6 дня. Московским Епархиальным, при Святейшем Патриархе, Советом награжден наперсным крестом 1924 года мая 5 дня. Серафимом, епископом Подольским, викарием Московским за отлично-усердную и примерную службу Святой Православной Церкви Христовой возведен в сан протоиерея 1927 года мая 22 дня». После этого в 1933 году о.Алексию был вручен крест с украшениями. Видимо это была последняя прижизненная награда настоятеля. В своей жизни батюшка успел сделать для людей немало добрых дел. Долгие годы он был членом “Благотворительнаго Общества при Воскресенской земской лечебнице Звенигородскаго уезда” (ныне г. Истра). В архивном деле этого общества сохранилась запись за 1899 год, в которой сказано: «Взносы за текущий год: священник Протопопов - 5 руб.; священник Смирнов - 3 руб …». А в материалах за 1904 год говорится: «на общем собрании Благотворительного Общества присутствовали: священник П. Гниловский, священник Ф. Фивейский, священник А. Смирнов …». Во время пребывания в селе Филатово значительно увеличилась семья отца Алексия. Его жена Екатерина Ильина родила как минимум ещё шесть дочерей и одного сына, из которых двое - Елизавета и Сергей умерли в младенчестве (возможно детей было и больше, т.к. не все архивные документы еще изучены). Сама Екатерина тоже рано умерла. Матушка была похоронена в 1911 году на Рождественском погосте рядом со стоявшей в то время часовней. Своих дочерей отец Алексий воспитывал один. Все они получили хорошее образование, в основном работали учителями в школах Московской области, вышли замуж. Жизнь священства резко ухудшилась с приходом советской власти. Не сразу, но год от года все сильнее притеснялись церковнослужители, ограничивались их гражданские права. Они попали в категорию “лишенцев”, т.е. граждан лишенных, согласно Конституции РСФСР 1918 и 1925 годов, избирательных прав. Их семьи не получали продовольственных пайков и, наоборот, на них налагались налоги намного большие, чем на обычных граждан. Власти придумывали все новые денежные и натуральные сборы как для церквей, так и для “служителей культа” (так в советские годы называли священнослужителей). Доходы священства постоянно уменьшались, а поборы властей все увеличивались. После отделения Церкви от государства прекратилось преподавание богословских предметов в школах и соответственно священнослужители лишились этого источника дохода.
Отец Алексий с дочерьми у своего дома в Филатове, 1916 год. Советская власть все делала для того, чтобы задушить религию, ликвидировать все храмы. Цель у советской власти была проста: добиться, чтобы жизнь церковнослужителей стала невыносимой, чтобы они отказались от духовного сана, и в храмах было некому служить. И тогда их можно закрыть с соблюдением закона просто по причине “бездействия”. Ну а если кто-то упорствовал – к нему применяли репрессивные меры. Все это происходило по всей стране, и в Воскресенском (потом Истринском) районе тоже. В клировой ведомости Христорождественской церкви села Филатово за 1928 год так сказано в графе о принадлежащих храмах: «приписная безприходная кладбищенская Казанская с-ца Глебова церковь в 3 верстах, Богоявленская села Брыкова церковь, и Троицкая с. Мушкина в 5 верстах». Отметим, что если Глебовская церковь всегда была приписана к храму Филатово, то про две других подобное сказано впервые. Вероятно, в них в этот год своих настоятелей уже не было. Это подтверждается материалами допроса о. Алексия, где на вопрос о том – “Кого вы знаете бывших кулаков, попов…?” – батюшка отвечал: «раньше знал попов и кулаков, а теперь их нет, все умершие». В результате священнику приходилось помимо своего Филатовского храма, служить еще в трех церквях, исполнять требы прихожан других приходов. С укреплением советской власти жизнь “служителей культа” становилась все тяжелее, нередко их семьи голодали. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы архивных дел, которые наглядно показывают, в каких условиях на протяжении последних десяти лет жил батюшка и его семья в Филатово. Так, например, в следственном деле отца Алексия Смирнова сохранилось обращение к прихожанам, датированное 1928 годом, в которой сказано: «церковный совет просит группу верующих помочь нашему священнику … в хлебе в виду отказа ему в выдаче пайка». Через четыре года уже сам батюшка пишет заявление в Моссовет, сообщая, что «Филатовский сельсовет наложил на меня плату мяса 51 килограмм. … Я не имею ни полевой земли, ни сенокосов … был небольшой огород, на котором был посажен картофель, который в количестве 700 кг … был отдан на самозаготовку по требованию сельсовета. Картофель был, я уплатил, скотины же у меня никакой нет, доход от с/хозяйства менее 50 рублей. Я состою плательщиком, как служитель культа, подоходного налога. Прошу Моссовет освободить меня от платы мяса. С меня уже требуется 28,5 кг мяса за декабрь». В просьбе священника власти отказали.
Фрагмент листа из архивного дела ЦГАМО, 1933 год. И наконец, почти перед самым арестом о. Алексий, не веря уже в милосердие властей, обращается непосредственно к населению: «Дорогие прихожане дер. Высоково. Извещаю вас, что меня на 1938 г. обложили культурным и подоходным налогом в сумме 5805 рублей. Срок уплаты до … февраля. Прошу добрые граждане оказать помощь в сумме 5 рублей с домохозяина. Протоиерей А. Смирнов». Люди откликнулись на просьбу своего пастыря, успели собрать часть денег. Это говорит о том, что прихожане любили, жалели своего батюшку. Но данный факт не был обойден вниманием соответствующих органов – обращение за помощью к колхозникам было расценено как преступление. Указанный листок, написанный рукой священника, был приобщен к следственному делу. На священнослужителя органы собирали компромат. 15 февраля 1938 после совершения литургии в родном Христорождественском храме села Филатово протоиерей Алексий Смирнов был арестован органами НКВД и перевезен в тюрьму города Волоколамска. Священник, несмотря на давление следователя, на допросах не назвал никаких имен. С момента ареста прошло менее 2 недель, в течение которых дело было “расследовано”, опрошены “свидетели”, составлено обвинительное заключение, в котором среди прочего сказано следующее: «… Смирнов ходит по домам колхозников, распространяет церковную литературу и одновременно собирает деньги на уплату подоходного налога, обложенный РАЙФО, таким образом им собрано с населения в сумме 773 руб., и агитируя, что Советская власть разгромила религию, незаконно ламает церкви, привращает их неизвестно во что, придет время будет обратно религия» (в тексте сохранена оригинальная орфография – прим. авт.). Этого было достаточно для смертного приговора, который и был оперативно вынесен Тройкой при управлении НКВД. Так 70-летний простой сельский батюшка стал “врагом народа”, которого необходимо было уничтожить. Приговор был приведен в исполнение 28 февраля 1938 года на подмосковном полигоне в Бутово. В тот день было расстреляно более 500 человек. * * * Прошло более полувека. Алексея Петровича Смирнова реабилитировали 30 августа 1989 года. А 12 марта 2002 года Священным Синодом РПЦ он был канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Русских. Почти сразу после прославления приходом села Глебово были приняты активные меры по увековечиванию памяти протоиерея Алексия. Настоятель Казанской церкви священник Александр Чепрасов заказал иконы Филатово-Глебовского священномученика. По его инициативе и при поддержке прихожан, а также администрации Букаревского поселения в поселке Глебовский Истринского района в 2007 году к 140-летию со дня рождения и к 5-летию канонизации о. Алексия Смирнова был воздвигнут памятник. Это был первый монумент новомученику в Московской области.
Открытие памятника о. Алексию Смирнову в поселке Глебовский, 2007 год. Три года спустя Совет депутатов Букаревского сельского поселения своим решением присвоил месту, где был поставлен памятник, имя “Площадь Алексия Смирнова”. Немного позже на торце одного из жилых домов был нанесен образ священномученика, а ныне там повешен баннер в честь 150-летия со дня рождения нашего святого. Год назад, 28 февраля 2016 года, в день памяти Алексия Смирнова в селе Филатово, в бывшем доме священника в торжественной обстановке был открыт музей его памяти. В отдельной комнате собраны сохранившиеся мебель, личные вещи настоятеля и членов его семьи, а также церковные ценности. На стендах описана жизнь невинно убиенного батюшки, приводятся материалы из его следственного дела, сведения об истории села Филатово и Христорождественского храма.
Открытие музея священномученика Алексия Смирнова в Филатово, 2016 год. В настоящее время идет восстановление полуразрушенной церкви Рождества Христова. Этот процесс продвигается медленно, трудно. Само село Филатово хоть и немаленькое (более 200 домовладений), но постоянных прихожан совсем немного, а зимой их количество еще больше сокращается. Впрочем, это беда многих сельских храмов, расположенных в дачной зоне. Но особенность Филатовской церкви в том, с какой “основы” приходится восстанавливать храм. Не будет преувеличением сказать, что на территории Истринского района среди сохранившихся церковных зданий не было более разрушенного, чем Божий дом в селе Филатово. Поэтому здесь нужно приложить больше сил и средств на реставрацию, чем во многих других местах. В 2010 году в Христорождественскую церковь села Филатово был назначен свой настоятель – священник о. Роман Лазарев. Честь и хвала молодому настоятелю за то, что в непростых условиях кризиса он пытается восстановить здание храма, история которого насчитывает более двух с половиной веков. В 2012 году на сохранившемся древнем фундаменте была вновь возведена алтарная апсида. А в прошлом 2016 году все увидели новый купол с золоченным крестом. Христорождественская церковь очень нуждается в помощи неравнодушных людей. Банковские реквизиты можно найти на сайте храма села Филатово. На территории бывшего погоста, ныне Филатовского кладбища, после длительных поисков, установлено место, где с давних времен поочередно, сменяя друг друга стояли две церкви и две часовни Рождества Христова. На этом месте, которое еще недавно находилось в запущенном состоянии, в 2016 году воздвигнут поклонный крест и поставлены информационные щиты, рядом на могилах близких родственников отца Алексия установлены кресты, которые когда-то находились на куполах Казанской церкви Глебово. Здесь планируется захоронить капсулу со святой землей из Бутовского полигона, где 28 февраля 1938 года был расстрелян батюшка и похоронен в безвестной могиле. Это планируется сделать в торжественной обстановке в мае 2017 года. В настоящее время активно собирается материал для книг о жизни и подвиге священномученика о. Алексии Смирнове, об истории церквей сел Филатово и Глебово. Дай Бог, в этом году завершить эту работу. * * * Приезжайте в села Филатово и Глебово, в этот красивый уголок Истринской земли, на эту древнюю, святую землю. Здесь вы сможете прильнуть к живительным струям обильных ключей чистейшей воды. Ведь один из них, с давних времен, истекает прямо из-под стен Христорождественского храма и впадает в маленькую родниковую речушку Десенку. Глотните эту живительную, святую водицу, зайдите в церковь – можете помолиться или просто постоять в тишине, приложиться к чудотворному образу иконы Божией Матери Тихвинская и другим святыням. Прогуляйтесь по окрестностям, где все дышит историей и святостью. Можете свернуть на “Большую Осипову дорогу”. Ее дорожный путь проходил рядом с “Христорождественским погостом на Мологощи”, потом шел через село Филатово и далее в Иосифо-Волоцкий монастырь. До сих пор сохранились фрагменты этой дороги. На сельском кладбище (бывшем погосте) поклонитесь кресту, установленному на святом месте, на котором прежде стояли церкви и часовни. Рядом увидите могилки близких родственников о. Алексия Смирнова (жены, дочери и внучки). Обязательно посетите дом-музей священномученика Алексия Смирнова, в котором собраны уникальные экспонаты и сведения о его жизни. (Предварительно надо позвонить по тел. 916-489-56-05 и согласовать время вашего посещения). Приезжайте на святую Филатово-Глебовскую землю! Мякота Станислав Франциевич, Носиков Сергей Павлович
Алексей Петрович Смирнов родился 150 лет назад в семье сельского церковнослужителя. В метрической книге Гремячевского селения, которая хранится в Государственном архиве Тульской области, имеется запись о рождении мальчика Алеши 4 марта 1867 года (по старому стилю), в которой сказано: «Родители новорожденного: Новоприборной Слободы Троицкой церкви пономарь Петр Тимофеев Смирнов и его законная жена Евдокия Андреева, православные».
Мы пока почти ничего не знаем про родителей и детство Алексея, были ли у него братья и сестры. Еще недавно считалось, что когда мальчику было семь лет, у него умер отец, и он уехал в Москву к деду, который был дьячком. Об этом говорил сам о. Алексий много лет спустя (такие сведения имеются в протоколе его допроса). Но недавно были обнаружены архивные документы, из которых следует, что в 1877 году Алеша поступил в Донское училище, и что его отец тогда был еще жив. Про родителя было сказано, что «ныне Московский мещанин Петр Тимофеев Смирнов находится при Духосошественской на Даниловом кладбище церкви в должности сторожа». Несколько лет Алеша изучал различные предметы и богословские науки в училище и в 1884 году окончил его с хорошими и отличными оценками. После чего как успешный ученик получил направление в Московскую Духовную семинарию. По окончании семинарии он был определен в Знаменскую церковь на Знаменке на низшую церковную должность псаломщика. Случилось это в ноябре 1890 года. Во время служения в Москве он женился на Екатерине Ильиничне (к сожалению пока не удалось установить ни девичью фамилию, ни кем были ее родители), здесь родились первые дети - дочь Мария и сын Николай. Летом 1895 года Алексей Петрович Смирнов получил назначение на священническое место в Христорождественскую церковь села Филатово, Звенигородского уезда (ныне Истринский район). Здесь он прослужил настоятелем храма до конца своих дней. Стоит немного рассказать о месте, где батюшка провел большую часть своей жизни. История села Филатово и окрестных мест по берегам небольшой речки Маглуши – притока реки Истра – уходит в глубину веков. Деревня Филатово известна по Писцовой книге Рузского уезда 1567-1569 годов. В этом же документе упомянуты также другие соседние селения: сельцо Глебовское, погост Рождества Христова “на Мологощи” (так прежде называлась речка Маглуша), деревня Брыково (ныне поселок Красный), деревня Бокарево (ныне Букарево). Упоминание указанных населенных пунктов в древнем документе дает полное право говорить, что их история насчитывает не менее четырех с половиной столетий. И, стало быть, в 2017 году на Филатово-Глебовской земле двойной праздник: 150 лет священномученику Алексию Смирнову и 450 лет селениям Брыково, Букарево, Глебово, Филатово. От Глебово до Филатово чуть более 3 верст (километров). Примерно посередине находится старинное сельское кладбище. Это тот самый “Рождественский погост на Мологощи”, с которого началась церковная история данной местности. Когда-то там жили люди, но домов давно уже нет. Недалеко от входа на кладбище среди деревьев можно разглядеть небольшие холмики – это остатки бывших курганов. Раскопки данного могильника производились неоднократно, начиная еще с дореволюционных времен. Ученые датируют захоронения XI-XIII веками. Юбилейный баннер, подготовленный приходом Казанского храма села Глебово, 2017 год. Предание гласит, что около этих курганов когда-то был женский монастырь. Однако эта легенда не подтверждается документально, не удалось пока найти упоминаний об этой обители ни в одном историческом первоисточнике. А вот православная церковь в древности в тех местах была точно. Первая достоверная запись о ней обнаружена в уже упомянутой Писцовой книге Рузского уезда: «Волость Войничи …Погост на цареве и великого князя земле на речке Мологощи, а на погосте церковь Рожество Христово. Пашни церковные в поле худые земли двадцать чети, а в дву потому ж. Сена косят на отхожее лугу пятьдесят копен на реке на Мологощи под деревнею под Морозовою Горою» (текст приведен с сохранением стилистики документа, но без буквы “ять”). В сельце Филатово домовая Христорождественская церковь была построена в 1750-х годах. Как сказано про нее в архивных документах: «женою камердинера Императрицы Елизаветы Петровны Матвея Иванова сына Воронова Анною Дмитриевною, дочерью да детьми камер-пажами Алексием, да Михаилом Александровыми, детьми Думашевыми и находится среди господской земли». Причем, что интересно, материалом для постройки указанной церкви частично послужил кирпич из разобранного неподалеку храма в честь иконы “Всех Скорбящих Радость”, который в первой половине XVIII века находился в соседнем селе Савино-Спасское. Ныне это село не существует, там теперь находятся корпуса бывшей Железниковской птицефабрики. Еще один любопытный факт состоит в том, что домовой храм в Филатово был каменным и долгие годы считался приписным к деревянной церкви на Рождественском погосте. Посвящение обоих храмов было одинаковым – в честь Рождества Христова. Христорождественская церковь села Филатово, начало XX века. Ситуация изменилась, когда в 1808 году церковь на погосте сгорела. Поначалу собирались ее восстанавливать. Московской Духовной Консисторией был издан «Указ вотчинице княгине Агрофене Никифоровой Лобановой-Ростовской: в сельце Хлебове [имеется ввиду соседнее Глебово – прим. авт.] дозволено построить новую каменную церковь вместо сгоревшей деревянной». Однако шли годы, к строительству так и не приступали, даже материал не заготовили. А когда умерла княгиня, ее наследники от планов восстановления храма и вовсе отказались. Тогда Консистория приняла единственно верное решение: считать прежнюю домовую церковь в селе Филатово приходской, в которой и так все время после пожара проводились богослужения. Расстояние между погостом и селом было небольшим (чуть более 1 версты) и прихожане от перемещения места приходской церкви больших неудобств не испытали. А там, где прежде находился алтарь сгоревшей церкви, во избежание осквернения святого места со временем поставили небольшую деревянную часовню. На протяжении XIX-XX веков приход Христорождественской церкви оставался стабильным. В него помимо самого села Филатово входили селения Звенигородского уезда – сельцо Глебово, деревни Букарево, Высоково, Горки, - и две деревни Рузского уезда – Курсаково и Чаново. Количество крестьянских дворов колебалось от 131 (в 1828 году) до 143 (в 1892 году), а вот число прихожан все время было одним и тем же – примерно тысяча душ (мужчин и женщин поровну). По числу дворов и прихожан приход считался небогатым и служившие в нем священнослужители постоянно жаловались на бедность своего существования. Ситуация с материальным обеспечением особенно обострилась в 1825 году, когда владелец села Филатово прапорщик Петр Алексеевич Хоненев отказался клиру платить ругу (иначе говоря, перестал выплачивать материальное пособие), которая прежде составляла «ржи 25 четвертей, денег 400 рублей». Сразу после этого из состава клира был выведен дьякон, чтобы тем самым немного облегчить существование оставшимся членам причта – священнику, дьячку и пономарю. И все же следует отметить, что, несмотря на скудость жизни, местные священники служили в Христорождественской церкви, как правило, подолгу. В результате архивных изысканий удалось установить имена всех священнослужителей села Филатово, начиная со времени пожара на погосте, после чего храм стал приходским. Первым был священник Василий Васильев Смирнов (1809-1831 годы), потом Михаил Иванов Троицкий (1831-1832, это был священник из соседнего села Мушкино, который временно служил в Филатово во время отсутствия там своего настоятеля), Петр Алексеев Минервин (1832-1870), Феодор Иванов Ильинский (1871-1895), Алексей Петрович Смирнов (1895-1938). (Необходимо сказать, что имена священников указаны так, как они записывались в церковных документах: вплоть до конца XIX века писать отчества людей в привычном нам виде с окончанием “вич” было привилегией знатных особ). Стали также известны имена многих дьяконов, дьячков, пономарей и псаломщиков, служивших в церквях села Филатово и на Рождественском погосте. Для “пропитания” священнослужителей до революции каждому сельскому храму отводилась определенная “пропорция” земли – обычно 33-34 десятины на весь причт. К Филатовской церкви земли было приписано больше – в отдельные годы доходило до 80 десятин и более. Но большая ее часть была под лесом, оврагами, речками и дорогами, и оттого была непригодной для обработки. А оставшаяся свободная земля была не слишком плодородная (“худая”, как ее характеризовали еще в XVI веке). Поэтому семьи местных священнослужителей жили бедно, и членам клира приходилось постоянно искать дополнительные источники дохода. Так, например, предшественник отца Алексия в Филатово священник Федор Ильинский, у которого семья была большая (8 детей), неоднократно предупреждался начальством за своевольное распоряжение церковным лесом (за продажу его на сторону). Вот в такой небогатый сельский приход попал из Москвы молодой (всего 28 лет) священник о. Алексий, когда в 1895 году приехал в село Филатово вместе с женой Екатериной и двумя малолетними детьми. По приезду батюшке пришлось покупать жилье у своего предшественника. Деревянный дом был большой, но довольно старый, холодный и требующий ремонта (он сохранился и в нем теперь открыт музей священномученика). За дом его владелец – священник Федор Ильинский запросил 600 рублей. У молодого батюшки таких денег не было, пришлось брать заем, который в течение ряда лет необходимо было возвращать с процентами. Все деревни прихода находились в радиусе 3 верст от села Филатово. Хороших дорог между селениями практически не имелось, местность была изрезана холмами, оврагами и ручьями. Земля, как в большинстве мест Подмосковья, была суглинистой. Весной и осенью покрытие дорог превращалось в труднопроходимую липкую кашу, что создавало немалые трудности молодому батюшке в исполнении приходских треб (отпевания, молебны и т.п.). Отец Алексий не имел собственной лошади и вынужден был нанимать подводу, чтобы ездить по деревням и, особенно часто в деревню Чаново, где работал законоучителем в земской школе, преподавал закон Божий. Состоял он также законоучителем и наблюдателем в школе своего села. Это приносило дополнительный доход семье священника, как сказано в архивном документе: «25 рублей идет ему от Филатовской школы питомцев Московскаго Воспитательнаго Дома и с небольшим 100 рублей за труды законоучителя в Чановской земской школе». В начале XX века появился еще один источник дохода: между погостом и селом Филатово владелица имения в Брыково Анна Тимофеевна Карпова (урожд. Морозова) построила училище “повышенного типа”. В нем батюшка также преподавал закон Божий. Самой известной и почитаемой святыней Христорождественского храма являлась большая икона Тихвинской Божией Матери. Это был образ древнегреческого письма, на котором имелась такая чеканная надпись: «истинное изображение и мера с чудотворного образа Пресвятой Богородицы Одигитрии Тихвинская». Обстоятельства ее появления в Филатовской церкви объясняются так: «Есть крепкое народное предание, что икона эта находилась прежде в образной у строителей храма Рождества Христова г. Думашевых». Тихвинская икона хранилась в храме в особом украшенном киоте. В церковной летописи Христорождественского храма, составленной священником о. Феодором Ильинским и напечатанной в церковном журнале в 1875 году, подробно описан один из случаев чудотворения иконы. Летом 1839 года в окрестностях села Филатова случилась большая засуха. В соседней деревне Чаново крестьяне «развели огонь для приготовления себе пищи», который не погасили на ночлег. А на следующее утро пламя разгорелось, жители пытались, но не могли потушить его своими силами. Тогда они принесли из Христорождественской церкви Тихвинскую икону и начали горячо молиться и «не успели доехать с иконою до жилья, как вдруг пошел такой проливной дождь, что повсюду показались лужи и по дороге бежали целые ручьи, и нигде в лесу не осталось пожирающаго пламени». Божией милостью чудотворная икона сохранилась. Большое спасибо за это родственникам сщмч. Алексия, которые долгие годы берегли святыню как от советской власти, так и от лихих людей! В начале XXI века, когда еще не было понятно – будет ли восстанавливаться церковь в Филатово – образ передали в Ново-Иерусалимский монастырь. Несколько лет пробыла икона в обители, там ее отреставрировали. А когда храм в Филатово начал возрождаться, чудотворный образ был возвращен. Это случилось 8 июня 2015 года. В Воскресенском соборе игумен Ново-Иерусалимского монастыря Феофилакт (Безукладников) торжественно передал Тихвинскую икону приходу села Филатово. Святой образ вернулся в родную Христорождественскую церковь, надеемся, что теперь навсегда. Передача Тихвинской иконы в Воскресенском соборе Новоиерусалимского монастыря, 2015 год Чудотворная икона ныне постоянно находится в Христорождественском храме и доступна к поклонению во время Богослужений. Но вернемся назад, во времена служения о. Алексия. Батюшке, как настоятелю храма, необходимо было решать множество различных вопросов. Так в 1907 году ему пришлось заниматься расширением кладбища на Рождественском погосте, т.к. старое существовало уже несколько столетий и к тому времени «стало тесным». Отец Алексий подготовил прошение в Московское Губернское Правление, согласовал все необходимое с Московской Духовной Консисторией. Вместе с приставом Звенигородского уезда была создана комиссия для рассмотрения вопроса на месте, составлен соответствующий акт. Местный помещик сельца Глебово Борис Алексеевич Брусилов пожертвовал 300 рублей на выкуп церковной земли. В итоге вопрос о расширении кладбища был решен положительно. Отцу Алексию регулярно приходилось выполнять текущие ремонты здания Филатовской церкви. Необходимо было то поправить иконостас, то «освежить» стенную живопись, потемневшую от кадильного дыма и пыли, то исправить покосившиеся оконные рамы, чтобы сохранить тепло в церкви и др. Все это требовало бумажной переписки для получения разрешений от Московской Духовной Консистории, согласования с Императорской Археологической комиссией. Для проведения работ составлялись сметы, определялись источники финансирования. Хорошо, если имелись в наличии церковные деньги, в других случаях «надеялись собрать от доброхотных дателей, своих прихожан». В архивных документах обнаружены сведения о проведении ремонтных работ в Филатовской церкви в 1901, 1902, 1904 и 1912 годах. Здесь уместно будет сказать об одном интересном и очень ценном для нас факте, недавно обнаруженном в архивном деле ЦИАМ. В ежегодном финансовом отчете Христорождественского храма за 1903 год имеется запись, сделанная рукой священника о. Алексия Смирнова: «Сто (100) рублей пожертвовано о. протоиереем Иоанном Сергиевым Кронштадским». Мы не знаем, по какому случаю и по какой причине знаменитый всероссийский Праведник удостоил вниманием скромную сельскую церковь села Филатово, находившуюся к тому же в другой епархии и совсем не близко. Пожертвованная сумма в 100 рублей хоть и невелика, но впрочем, по тем временам, тоже значительная. Главное – это то, что великий святой земли Русской духовно благословил нашу Христорождественскую церковь и нашего настоятеля, ныне тоже святого, отца Алексия Смирнова! Фрагменты листов из архивного дела ЦИАМ, 1903 год. За ревностное служение Церкви и делу просвещения простого народа отец Алексий регулярно получал награды от правящего архиерея. В клировой ведомости за 1928 год в послужном списке батюшки отмечено: «За усердные труды в деле народного образования награжден набедренником в 1903 году ноября 7 дня. За усердные труды на поприще духовно-просветительной и пастырской деятельности награжден скуфьею 1912 года мая 6 дня. За тоже самое награжден камилавкою 1916 года мая 6 дня. Московским Епархиальным, при Святейшем Патриархе, Советом награжден наперсным крестом 1924 года мая 5 дня. Серафимом, епископом Подольским, викарием Московским за отлично-усердную и примерную службу Святой Православной Церкви Христовой возведен в сан протоиерея 1927 года мая 22 дня». После этого в 1933 году о.Алексию был вручен крест с украшениями. Видимо это была последняя прижизненная награда настоятеля. В своей жизни батюшка успел сделать для людей немало добрых дел. Долгие годы он был членом “Благотворительнаго Общества при Воскресенской земской лечебнице Звенигородскаго уезда” (ныне г. Истра). В архивном деле этого общества сохранилась запись за 1899 год, в которой сказано: «Взносы за текущий год: священник Протопопов - 5 руб.; священник Смирнов - 3 руб …». А в материалах за 1904 год говорится: «на общем собрании Благотворительного Общества присутствовали: священник П. Гниловский, священник Ф. Фивейский, священник А. Смирнов …». Во время пребывания в селе Филатово значительно увеличилась семья отца Алексия. Его жена Екатерина Ильина родила как минимум ещё шесть дочерей и одного сына, из которых двое - Елизавета и Сергей умерли в младенчестве (возможно детей было и больше, т.к. не все архивные документы еще изучены). Сама Екатерина тоже рано умерла. Матушка была похоронена в 1911 году на Рождественском погосте рядом со стоявшей в то время часовней. Своих дочерей отец Алексий воспитывал один. Все они получили хорошее образование, в основном работали учителями в школах Московской области, вышли замуж. Жизнь священства резко ухудшилась с приходом советской власти. Не сразу, но год от года все сильнее притеснялись церковнослужители, ограничивались их гражданские права. Они попали в категорию “лишенцев”, т.е. граждан лишенных, согласно Конституции РСФСР 1918 и 1925 годов, избирательных прав. Их семьи не получали продовольственных пайков и, наоборот, на них налагались налоги намного большие, чем на обычных граждан. Власти придумывали все новые денежные и натуральные сборы как для церквей, так и для “служителей культа” (так в советские годы называли священнослужителей). Доходы священства постоянно уменьшались, а поборы властей все увеличивались. После отделения Церкви от государства прекратилось преподавание богословских предметов в школах и соответственно священнослужители лишились этого источника дохода. Отец Алексий с дочерьми у своего дома в Филатове, 1916 год. Советская власть все делала для того, чтобы задушить религию, ликвидировать все храмы. Цель у советской власти была проста: добиться, чтобы жизнь церковнослужителей стала невыносимой, чтобы они отказались от духовного сана, и в храмах было некому служить. И тогда их можно закрыть с соблюдением закона просто по причине “бездействия”. Ну а если кто-то упорствовал – к нему применяли репрессивные меры. Все это происходило по всей стране, и в Воскресенском (потом Истринском) районе тоже. В клировой ведомости Христорождественской церкви села Филатово за 1928 год так сказано в графе о принадлежащих храмах: «приписная безприходная кладбищенская Казанская с-ца Глебова церковь в 3 верстах, Богоявленская села Брыкова церковь, и Троицкая с. Мушкина в 5 верстах». Отметим, что если Глебовская церковь всегда была приписана к храму Филатово, то про две других подобное сказано впервые. Вероятно, в них в этот год своих настоятелей уже не было. Это подтверждается материалами допроса о. Алексия, где на вопрос о том – “Кого вы знаете бывших кулаков, попов…?” – батюшка отвечал: «раньше знал попов и кулаков, а теперь их нет, все умершие». В результате священнику приходилось помимо своего Филатовского храма, служить еще в трех церквях, исполнять требы прихожан других приходов. С укреплением советской власти жизнь “служителей культа” становилась все тяжелее, нередко их семьи голодали. Об этом свидетельствуют сохранившиеся документы архивных дел, которые наглядно показывают, в каких условиях на протяжении последних десяти лет жил батюшка и его семья в Филатово. Так, например, в следственном деле отца Алексия Смирнова сохранилось обращение к прихожанам, датированное 1928 годом, в которой сказано: «церковный совет просит группу верующих помочь нашему священнику … в хлебе в виду отказа ему в выдаче пайка». Через четыре года уже сам батюшка пишет заявление в Моссовет, сообщая, что «Филатовский сельсовет наложил на меня плату мяса 51 килограмм. … Я не имею ни полевой земли, ни сенокосов … был небольшой огород, на котором был посажен картофель, который в количестве 700 кг … был отдан на самозаготовку по требованию сельсовета. Картофель был, я уплатил, скотины же у меня никакой нет, доход от с/хозяйства менее 50 рублей. Я состою плательщиком, как служитель культа, подоходного налога. Прошу Моссовет освободить меня от платы мяса. С меня уже требуется 28,5 кг мяса за декабрь». В просьбе священника власти отказали. Фрагмент листа из архивного дела ЦГАМО, 1933 год. И наконец, почти перед самым арестом о. Алексий, не веря уже в милосердие властей, обращается непосредственно к населению: «Дорогие прихожане дер. Высоково. Извещаю вас, что меня на 1938 г. обложили культурным и подоходным налогом в сумме 5805 рублей. Срок уплаты до … февраля. Прошу добрые граждане оказать помощь в сумме 5 рублей с домохозяина. Протоиерей А. Смирнов». Люди откликнулись на просьбу своего пастыря, успели собрать часть денег. Это говорит о том, что прихожане любили, жалели своего батюшку. Но данный факт не был обойден вниманием соответствующих органов – обращение за помощью к колхозникам было расценено как преступление. Указанный листок, написанный рукой священника, был приобщен к следственному делу. На священнослужителя органы собирали компромат. 15 февраля 1938 после совершения литургии в родном Христорождественском храме села Филатово протоиерей Алексий Смирнов был арестован органами НКВД и перевезен в тюрьму города Волоколамска. Священник, несмотря на давление следователя, на допросах не назвал никаких имен. С момента ареста прошло менее 2 недель, в течение которых дело было “расследовано”, опрошены “свидетели”, составлено обвинительное заключение, в котором среди прочего сказано следующее: «… Смирнов ходит по домам колхозников, распространяет церковную литературу и одновременно собирает деньги на уплату подоходного налога, обложенный РАЙФО, таким образом им собрано с населения в сумме 773 руб., и агитируя, что Советская власть разгромила религию, незаконно ламает церкви, привращает их неизвестно во что, придет время будет обратно религия» (в тексте сохранена оригинальная орфография – прим. авт.). Этого было достаточно для смертного приговора, который и был оперативно вынесен Тройкой при управлении НКВД. Так 70-летний простой сельский батюшка стал “врагом народа”, которого необходимо было уничтожить. Приговор был приведен в исполнение 28 февраля 1938 года на подмосковном полигоне в Бутово. В тот день было расстреляно более 500 человек. * * * Прошло более полувека. Алексея Петровича Смирнова реабилитировали 30 августа 1989 года. А 12 марта 2002 года Священным Синодом РПЦ он был канонизирован и включен в Собор новомучеников и исповедников Русских. Почти сразу после прославления приходом села Глебово были приняты активные меры по увековечиванию памяти протоиерея Алексия. Настоятель Казанской церкви священник Александр Чепрасов заказал иконы Филатово-Глебовского священномученика. По его инициативе и при поддержке прихожан, а также администрации Букаревского поселения в поселке Глебовский Истринского района в 2007 году к 140-летию со дня рождения и к 5-летию канонизации о. Алексия Смирнова был воздвигнут памятник. Это был первый монумент новомученику в Московской области. Открытие памятника о. Алексию Смирнову в поселке Глебовский, 2007 год. Три года спустя Совет депутатов Букаревского сельского поселения своим решением присвоил месту, где был поставлен памятник, имя “Площадь Алексия Смирнова”. Немного позже на торце одного из жилых домов был нанесен образ священномученика, а ныне там повешен баннер в честь 150-летия со дня рождения нашего святого. Год назад, 28 февраля 2016 года, в день памяти Алексия Смирнова в селе Филатово, в бывшем доме священника в торжественной обстановке был открыт музей его памяти. В отдельной комнате собраны сохранившиеся мебель, личные вещи настоятеля и членов его семьи, а также церковные ценности. На стендах описана жизнь невинно убиенного батюшки, приводятся материалы из его следственного дела, сведения об истории села Филатово и Христорождественского храма. \ Открытие музея священномученика Алексия Смирнова в Филатово, 2016 год. В настоящее время идет восстановление полуразрушенной церкви Рождества Христова. Этот процесс продвигается медленно, трудно. Само село Филатово хоть и немаленькое (более 200 домовладений), но постоянных прихожан совсем немного, а зимой их количество еще больше сокращается. Впрочем, это беда многих сельских храмов, расположенных в дачной зоне. Но особенность Филатовской церкви в том, с какой “основы” приходится восстанавливать храм. Не будет преувеличением сказать, что на территории Истринского района среди сохранившихся церковных зданий не было более разрушенного, чем Божий дом в селе Филатово. Поэтому здесь нужно приложить больше сил и средств на реставрацию, чем во многих других местах. В 2010 году в Христорождественскую церковь села Филатово был назначен свой настоятель – священник о. Роман Лазарев. Честь и хвала молодому настоятелю за то, что в непростых условиях кризиса он пытается восстановить здание храма, история которого насчитывает более двух с половиной веков. В 2012 году на сохранившемся древнем фундаменте была вновь возведена алтарная апсида. А в прошлом 2016 году все увидели новый купол с золоченным крестом. Христорождественская церковь очень нуждается в помощи неравнодушных людей. Банковские реквизиты можно найти на сайте храма села Филатово http://essentiality.ru/kontaktyi . На территории бывшего погоста, ныне Филатовского кладбища, после длительных поисков, установлено место, где с давних времен поочередно, сменяя друг друга стояли две церкви и две часовни Рождества Христова. На этом месте, которое еще недавно находилось в запущенном состоянии, в 2016 году воздвигнут поклонный крест и поставлены информационные щиты, рядом на могилах близких родственников отца Алексия установлены кресты, которые когда-то находились на куполах Казанской церкви Глебово. Здесь планируется захоронить капсулу со святой землей из Бутовского полигона, где 28 февраля 1938 года был расстрелян батюшка и похоронен в безвестной могиле. Это планируется сделать в торжественной обстановке в мае 2017 года. В настоящее время активно собирается материал для книг о жизни и подвиге священномученика о. Алексии Смирнове, об истории церквей сел Филатово и Глебово. Дай Бог, в этом году завершить эту работу. * * * Приезжайте в села Филатово и Глебово, в этот красивый уголок Истринской земли, на эту древнюю, святую землю. Здесь вы сможете прильнуть к живительным струям обильных ключей чистейшей воды. Ведь один из них, с давних времен, истекает прямо из-под стен Христорождественского храма и впадает в маленькую родниковую речушку Десенку. Глотните эту живительную, святую водицу, зайдите в церковь – можете помолиться или просто постоять в тишине, приложиться к чудотворному образу иконы Божией Матери Тихвинская и другим святыням. Прогуляйтесь по окрестностям, где все дышит историей и святостью. Можете свернуть на “Большую Осипову дорогу”. Ее дорожный путь проходил рядом с “Христорождественским погостом на Мологощи”, потом шел через село Филатово и далее в Иосифо-Волоцкий монастырь. До сих пор сохранились фрагменты этой дороги. На сельском кладбище (бывшем погосте) поклонитесь кресту, установленному на святом месте, на котором прежде стояли церкви и часовни. Рядом увидите могилки близких родственников о. Алексия Смирнова (жены, дочери и внучки). Обязательно посетите дом-музей священномученика Алексия Смирнова, в котором собраны уникальные экспонаты и сведения о его жизни. (Предварительно надо позвонить по тел. 916-489-56-05 и согласовать время вашего посещения). Приезжайте на святую Филатово-Глебовскую землю! Мякота Станислав Франциевич, Носиков Сергей Павлович |