Святой Истринской земли

70 лет

мученической кончины священника Алексия Смирнова

 

«Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окружённого зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы ни была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мк. 13:13), - говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого. Его реальное присутствие даже в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями – не по силе, а по благодати.»

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий,

 

Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых РПЦ

 

 

Святые двадцатого века, как и христиане первых веков, шли на страдания, на пытки без колебаний, а умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью они часто молились за своих палачей. В 1917 г., накануне великой бури в России было 300 тыс. священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев говорил о 200 тыс. расстрелянных священниках и 1 млн. верующих. Поименно прославлены далеко не все новомученики, но не явленные миру, все они до единого ведомы Богу.

Будущий святой, Алексий Смирнов родился в 1867 году в Тульской губернии, в семье псаломщика. В семь лет мальчик остался сиротой и его воспитывал дед, живший в Москве.

Отец Алексий служил 40 лет в двух храмах Истринского района – Казанской церкви с. Глебово и Христорождественской с. Филатово. После революции и прихода безбожников к власти отец Алексий с семьей, в которой было шесть человек детей, как служитель Церкви был лишен гражданских прав. Семья священника попала в бедственное положение. На протяжении двадцати лет Смирновы были лишенцами, существовали благодаря верующим односельчанам, которые помогали всем, чем могли.В 1937 году Истринский районный исполнительный комитет потребовал от церковного совета церкви Рождества Христова уплаты очередного налога. Поскольку денег из-за постоянных поборов не было, то обратились к верующим. «Прихожане, обращаемся к вам с просьбой пожертвовать от трех рублей и выше на свою мать – Филатовскую церковь, так как на днях получили из Истринского РИКа два извещения на налог: земельную ренту в сумме 140 рублей и страховка в сумме 246 рублей. Церковных денег нет на уплату налога такой большой суммы. Просим срочно оказать свое усердие, ибо срок платы короток». В 1938 году священник Алексий Смирнов был обложен «культурным и подоходным налогом» в размере уже 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога. В связи с развернувшейся очередной беспощадной волной гонений на Русскую Православную Церковь, власти приняли решение об аресте отца Алексия. Сотрудники НКВД приступили к сбору материалов, необходимых для ареста священника. Председатель Филатовского сельсовета по требованию работников НКВД выдал справку, с такой характеристикой отца Алексия: «…десятки лет служит в Филатовской церкви… несколько раз облагался государственными налогами, собирает к себе престарелых старушек, чтобы они ходили по всем окружающим деревням, собирали деньги в уплату налога. Собирает малолетних детей к себе в дом, обсуждает религиозные вопросы, внушает о религии». 4 февраля были допрошены три лжесвидетеля. Один из них сказал, что отец Алексий «неблагонадежный человек, ведет агитацию против советской власти». Другой сказал, что ему известен случай, когда отец Алексий, в доме одного колхозника говорил: «разгромили религию, незаконно сделали. Церкви ломают, превращают их неизвестно во что, придет время обратно религия вернется, а коммунистов не будет», третий свидетельствовал: «неправильно угнетают религию, невинных людей, которые совершенно не мешают, сажают в тюрьму».

16 февраля 1938 года священник Алексий Смирнов был арестован и заключен в тюрьму города Волоколамска. 18 февраля состоялся первый допрос. 23 февраля 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Алексия к расстрелу.

Священник Алексий Смирнов был расстрелян 28 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле. На этот день пришёлся пик казней. Было расстреляно за одну ночь более 500 человек. Огромный карьерный экскаватор копал братские могилы-траншеи. Долгое время о судьбе священномученика ничего не было известно, все официальные документы находились под грифом «секретно». И только в наше время о его подвиге, а также о подвиге других священников, которых за веру подвергли гонениям и мученической смерти, заговорили вслух.

В 1989 г. священномученик Алексий Смирнов был реабилитирован, а в 2002 г канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских Священным Синодом Русской Православной Церкви. И пусть известно о священнике совсем немного – почти все документы уничтожены, но подвиг его во имя веры народ не забудет.

Под Москвой находится место упокоения огромного множества русских святых – Бутовский полигон. Святые, погребенные здесь называются новомучениками, они пострадали за веру во Христа и Его святую Церковь в годы советской власти, претерпев даже до смерти. Всего за всю историю Русской Церкви до советского периода было прославлено около 450 русских святых. Число же только прославленных новомучеников приближается к 2000, из них от Московской епархии прославлено 536 человек. Бóльшая их часть похоронена именно в Бутово. В целом все новомученики составляют 4/5 всех русских святых. И это лишь те, которые известны, дела которых к настоящему времени уже изучены, однако и по сей день список новомучеников пополняется всё новыми и новыми именами.

История Русской Православной Церкви ХХ века знает немало удивительных описаний из жизни новомучеников.

29 января 1918 г. был расстрелян один из первых мучеников ХХ века – митрополит Киевский Владимир. Комиссары и солдаты, упоённые возможностью творить беззакония, в безбожном угаре, вывели митрополита из Лавры за город и навели на него оружие для расстрела. Святитель крестообразно благословил руками убийц и произнёс: «Господь вас да простит». Не успел он опустить рук, как был сражён тремя выстрелами.

Епископ Никодим Белгородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат-китайцев, и те отказывались стрелять в святителя. Тогда этих солдат сменили новыми, а священномученика вывели к ним переодетого в солдатскую шинель… Епископ Балахнинский Лавренитй перед смертью призвал солдат к покаянию, и стоя под направленными на него стволами, произнёс пророческую проповедь о будущем спасении России. Русские солдаты отказались стрелять, и священномученик был расстрелян китайцами.

Петроградский священник Философ Орнатский был доставлен на казнь вместе с двумя сыновьями. «Кого сначала расстреливать – тебя или сыновей?» - глумливо спросили его безбожники. «Сыновей», - ответил священник. Пока их расстреливали, святой страдалец стоял на коленях и читал отходные молитвы. Видя это, солдаты отказались стрелять в старца, и тогда комиссар выстрелил в него из револьвера в упор.

Архимандрит Сергий, расстрелянный в Петрограде, умер со словами: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят.» До последней минуты своей жизни сщмч. Алексий был верен Богу и своим убеждениям. Оставшись со Христом, он в высшей степени исполнил заповедь любви: Кто хочет душу свою сберечь, то потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее. Мф. 16:25.Жизнь и смерть сщмч. Алексия были убедительнейшей проповедью истинности и нерушимости Христова дела. Кровь мучеников, по словам учителя Церкви Тертуллиана, всегда была семенем, из которого вырастал новый народ Божий. Со времен древней Церкви мученичество почиталось как достохвальное совершение добродетелей - мужества, мудрости, праведности, смирения и целомудрия. Именно через молитву к святым осуществляется неразрывная связь Церкви земной и Небесной.

Ежегодно в Казанской церкви совершается память священномученика Алексия в день его мученической кончины 15 (28) февраля.

В июне 2006 г. произошло чудо. Священномученик Алексий приснился глебовскому жителю Меленчуку Алексею Ивановичу, который до этого не знал о существовании такого святого и во сне сначала принял священномученика за Иисуса Христа. Святой обличил Алексея Ивановича, что он крещёный, но живет не по-христиански, убеждая его покаяться и добавил: «Когда будет тяжело, ты хотя бы перекрестись.» В большом душевном волнении глебовский житель пошел в ближайший Казанский храм, где на иконе и фотографии священномученика узнал того, кто явился ему во сне.

В октябре 2007 года состоялось знаменательное событие: открытие первого в Подмосковье памятника священномученику Алексию в центре поселка Глебовский. Казанская церковь с. Глебово, в которой служил о. Алексий, стала возрождаться четыре года назад. Второй год при храме действует воскресная школа, еженедельно проводятся беседы для взрослых по основам Православия, укрепляется вера в народе.

Репортаж "Вести Москва"