Икона Божией Матери «Казанская»

Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. В каждом храме, в каждой православной семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.

Чудесным было ее обретение.

В 1552 году к России было присоединено Казанское ханство. Казань пала в день Покрова Божией Матери. Вступив в Город, царь Иван Грозный немедленно приказал заложить собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Через год здесь учредили Казанскую епархию, руководить которой был прислан епископ Гурий.

Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников, еще в земной жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.

28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера христова – замечает летописец – сделалась притчею и поруганием».

Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.

Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. Но на слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Пречистая с одним и тем же повелением и указывала место, где укрыта чудотворная икона.

Тогда мать девочки решила сама начать поиски на указанном месте, но икона не появлялась. Но как только стала рыть Матрона, икона была найдена. Она была обернута в рукав мужской одежды и сияла чудным светом. Лик иконы был совершенно свежий, как будто икона только что написана.

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая. В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником Ермоген, будущий Патриарх, святитель Московский.

Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повети многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих.

После молебна икону с Крестным ходом перенесли в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.

По дороге совершилось первое чудо – прозрел Иосиф, бывший слепым в продолжение трех лет. Впоследствии было замечено, что от Казанской иконы особенно много исцелений подается людям, страдающим заболеваниями глаз.

Список иконы, явленной в Казани, подробное изложение обстоятельств её обретения и описание чудес были посланы в Москву. Царь Иван Грозный, построивший к тому времени в честь победы над Казанским Ханством Покровский Собор на Красной площади, повелел выстроить в Казани на месте обретения чудотворной иконы Божией Матери храм в честь Казанской иконы и основать женский монастырь, куда икона впоследствии и была перенесена. Первыми в новом казанском Богородичном монастыре приняли пострижение отроковица Матрона со своей матерью.

 

Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви.

Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы, написанной апостолом и евангелистом Лукой. Она относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам, не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов.

От этой великой святыни и пришло спасение русскому народу в страшную пору Смутного  времени. Москва находилась в руках поляков, в северных областях хозяйничали шведы, по всей стране ходили, грабя и убивая, разбойничьи шайки. Поляки глумились над Православной верой, оскверняли храмы, грабили и жгли города и села.

Пятнадцать лет в истории России – с 1598 до 1613 года, названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет: правления – Бориса Годунова, Федора Годунова, Лжедмитрия I и Василия Шуйского; восстание Ивана Болотникова; Лжедмитрий II; одновременное существование двух правительств – польского и «тушинского»; осада Троице-Сергиева монастыря; Семибоярщина; избрание на московский престол польского королевича Владислава; неудача первого народного ополчения; война 1609 года с Польшей; Шведская оккупация Новгорода и северных земель – Корелы, Копорья, Ладоги, Порхова, Иван-города, Тихвина и Орешка; второе ополчение и освобождение Москвы; выборы нового русского царя – 16-летнего Михаила Романова.

«Никогда Россия не была в столь бедственном положении, как в начале 17 столетия: внешние враги, внутренние раздоры, смуты бояр, а более всего совершенное безначалие – все угрожало неизбежной погибелью земле Русской», - так писал Михаил Загоскин в романе «Юрий Милославский». Гибель русского государства казалась бесповоротной и окончательной.

Единственная надежда могла быть только на помощь Божию и на чудесное  заступничество Божией Матери, неоднократно спасавшей Русскую землю, Дом Свой. Начался беспримерный религиозный подъем всего русского народа. По всей России набатом разносился голос патриарха Ермогена, несокрушимого столпа Православия: «Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими: какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу!» (ноябрь 1609 года).

Не замедлила сказаться и Божия помощь – из уст в уста передавались рассказы о чудесных видениях и явлениях Богородицы, зафиксированные потом в летописях. Удостоился явления и нижегородский торговец мясом, посадский староста Козьма Минин Сухорук: ему явился преподобный Сергий Радонежский и повелел «разбудить спящих». В этом факте кроется ответ на вопрос, как простой человек смог организовать новое ополчение – без сомнения, это был Божий промысел! Ведь еще апостолом Павлом было сказано: «Все могу в укрепляющем меня Христе».

Слова Минина: «Станем за святую Русь, за Дом Пречистой Богородицы! Продадим жен и детей, но освободим Отечество!» нашли отклик не только у нижегородцев – вскоре свои войска прислали Коломна, Рязань, Казань и другие города. Ополчение возглавил 35-летний князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Минин заведовал всей казной. Духовным руководителем ополчения стал митрополит Кирилл Ростовский.

20 августа 1612 года русские войска подошли к Москве. Впереди войска несли чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери, обретенный всего тридцать лет назад. Казалось, что Сама Царица Небесная предводительствует ополченцами.

Задачи, стоявшие перед русскими, были наитруднейшие: надо было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отразить прибывшее свежее польское войско. Не хватало оружия и продовольствия, да и военачальники зачастую не находили взаимопонимания… Осада продолжалась уже два месяца – надежды на освобождение Москвы становилось все меньше…

В таком горестном положении оставалась только одна надежда – на помощь свыше.

И опять обратились русские люди к Царице Небесной. Весь народ и войска стали с сердечным умилением и со слезами воссылать моления к Пречистой Матери Божией перед Ее чудотворным образом Казанским. Отслужили торжественный молебен и наложили на себя строгий трехдневный пост.

И небесная помощь не замедлила явиться.

В то время в Кремле у поляков в плену находился греческий архиепископ Арсений. Он был серьезно болен. Близкий к небу по своему сану, он был еще ближе к нему по добродетелям. Накануне штурма, среди полночной тишины его келья вдруг наполнилась необыкновенным светом, и он увидел перед собой Сергия Радонежского.

«Арсений, - сказал преподобный Сергий болящему, - ваши и наши молитвы услышаны; предстательством Богоматери суд Божий об отечестве преложен на милость; завтра Москва будет в руках осаждающих, и Россия будет спасена». Как бы в подтверждение сказанного больному архиепископу вернулось здоровье и крепость сил.

Эта радостная весть, переходя из уст в уста, распространилась с быстротой молнии, перешла за стены города и воспламенила сердца воинов Пожарского неустрашимым мужеством.

На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-Город, а через два дня – Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном Месте Крестный ход был встречен вышедшем из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.

В память столь чудесного заступления Владычицы русский царь Михаил Федорович Романов, избранный на престол в том же 1612 году, установил по благословлению своего отца, митрополита Филарета, ежегодное празднование Казанской иконы Божией Матери – в день ее обретения – 21 июля  и в день избавления Москвы от поляков – 4 ноября.

На Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм.

В 1709 году перед Полтавской битвой Петр I со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери.

В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте.

В 1811 году перед Отечественной войной святую икону Небесной Заступницы перенесли в новосозданный Казанский собор.

Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года.

В 1812 году в Казанский собор перед отъездом в армию приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на него была возложена Казанская икона. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой, и даровала русским победу над французами.

Петербургская Казанская икона была заветнейшей и любимейшей святыней Петербурга. Перед ней всегда стояли богомольцы, и многие деловые петербуржцы считали своим долгом каждый день забежать хоть на несколько минут в Казанский собор, чтобы помолиться перед святыней, попросив у Матери Божией благословения и помощи на свои дела.

Божиим промыслом явление Казанской иконы знаменовало при царе Иоанне Васильевиче начало многовекового продвижения России на восток. Через открытое взятием Казани окно в Азию православие просветило всю Сибирь и дошло, вместе с государством Российских, до берегов Тихого океана. Как будто на всем этом движении лежало особое благословение Пречистой чрез Казанскую Ее икону.

Но в Казани в ночь на 29 июня 1904 года несколько святотатцев-грабителей забрались в собор, привлеченные драгоценными украшениями ризы. Когда святотатцев поймали, ни ризы, ни самого чудотворного образа при них уже не было. Главный грабитель не раз уверял, будто ризу они распилили и продали ювелирам, а  саму икону сожгли. Было это в доме купца Шевлягина в Академической слободке Казани. Многолетнее следствие и сопоставление противоречивых показаний святотатцев тогда не принесли результата.

Говорили, что икона была куплена Шевлягиным, после революции уехавшим в Англию и продавшим ее там в частные руки. В 1960‑х на Западе действительно появилась Казанская икона в драгоценной ризе; но образ этот оказался мастерски исполненным уже в нашем столетии списком, но вот риза на нем, судя по всем свидетельствам, подлинная – та самая, что была на пропавшей в 1904 году чудотворной. Православные американцы пытались было выкупить этот образ, но собрать средства не удалось. В итоге эта Казанская вместе с украшающей ее ризой была куплена в 1970 году католиками, долгое время хранилась в португальском городе Фатима, с 1982 года находилась в Ватикане, а в 2005 году передана Русской Православной Церкви.

Чудотворениями прославились очень многие списки чудотворной иконы Казанской. Из них наиболее замечательные списки находились: один – в московском Казанском соборе, другой – в петербургском Казанском соборе.

 

По книге «Иконы Пресвятой Богородицы, молитвы, предания»

Издательство «ОЛМА-ПРЕСС Гранд», 2003