КОЛОКОЛА




Церковный звон является неотъемлемой частью православного богослужения. Он созывает верующих на молитву, возвещает о наиболее важных моментах церковной службы. Характерными чертами православного звона являются: духовность, благозвучие, умеренность, своевременность и синхронность с богослужением. Воздействуя на наш слух и внутреннее состояние, он пробуждает от духовного сна, очищает наши души, напоминая нам о нашем Господе и Его Суде, скоротечности жизни на земле и о жизни вечной  на Небесах. Как говорится в молитве на освящении колоколов, звуком его, «срастворенным Божией благодатью, христиане в благочестии и вере укреплялись; силы, коварства и наветы бесовские отгонялись и разрушались; бессловесное творение Божие и стихии утишались и служили на пользу людям».


Предание о появлении колоколов.


Появление колоколов как инструмента, созывающего верующих к Богослужению, связана с преданием о святом епископе Павлине Милостивом. Возвращаясь однажды с обхода паствы в свой кафедральный город Нагу, свт. Павлин находился в удрученном состоянии, ибо мало веры увидел он в своих прихожанах, но слишком много суеверий и равнодушия. Размышляя над этим, свт. Павлин поднялся на холм близ дороги и обратился с молитвой к Богу: «Воззови, Господи, к этой бедной, темной земле гласом свыше. Открой облака, что нас разделяют от Тебя. Соедини сердца наши при нашей разрозненности узами крепчайшими цепей. Собери блуждающее, Боже и Господи наш! Не скрой лица Твоего Духа, чтобы сердца наши были привлекаемы к Тебе и не блуждали в безграничной темноте». Помолившись таким образом, свт. Павлин прилег отдохнуть. И в тонком сне ему явилось видение: с неба сходили ангелы, и, взявшись за стебельки цветов-колокольчиков, стали их тихонько раскачивать, отчего цветы издавали удивительно красивые и необычные звуки. Проснувшись, свт. Павлин поспешил в Нагу и, постоянно размышляя об удивительном сне, заказал своему соседу-меднику отлить увеличенную копию цветка. Когда заказ был выполнен, свт. Павлин взял молоток и, подняв другой рукой медный цветок, в необычайном возбуждении ударил в него! Раздался слышанный им во сне красивый и необычный звук.


О колокольном звоне.

Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. В чине благословения колокола сказано: «яко да вси слышащие звенение его или во дни или в нощи возбудятся к славословию имени Святаго Твоего». Благовествуя славу имени Христова, колокольный звон напоминает нам слова Господа Вседержителя, сказанный через ветхозаветного пророка Исаию: «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью…, напоминая о Господе» (Ис. 62; 6)Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к богослужению; выражать торжество Церкви и ее богослужений; возвещать тем, кто не присутствует в храме, о времени совершения особенно важных частей Богослужения. Кроме этого, звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном часто оповещалась опасность; звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. В трагические дни для родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе над врагом. Так, колокольный  звон всегда сопутствовал в жизни русского народа. В России колокола появились почти одновременно с принятием Христианства при святом равноапостольном князе Владимире (988 г.). Русский народ полюбил колокольный звон. Не случайно язычники говорили о колокольном звоне: «Это голос христианского Бога слышен!»Русский православный человек соединил с колокольным звоном все свои торжественные и печальные события. Поэтому православный колокольный звон служит не только указанием времени богослужения, но служит и выражением радости, грусти, торжества. Отсюда появились различные виды звона, каждый из которых имеет свое название и предназначение.

Благовест - называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале богослужения. Он осуществляется мерными ударами в один из самых больших колоколов.

Перебор - является погребальным звоном, который выражает грусть и скорбь об усопшем и символизирует жизнь человека от его рождения и до смерти. Он осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до самого большого, а после этого следует аккорд во все или максимально возможное количество колоколов.

Перезвон - представляет собой печально-торжественный звон поочередно в каждый колокол, начиная с самого большого до самого малого, и символизирует собою страдание Господа нашего Иисуса Христа ради нашего спасения.

Трезвон – это звон во все колокола. По своей форме он не ограничен, и выражает собой христианскую радость и торжество. В нем участвуют обычно все группы колоколов, каждая из которых имеет свою партию.


Через  колокола укрепляли русские люди священную связь с Творцом. Наполняли свои храмы удивительным изобилием колоколов, от небольших до поражавших мир громадных великанов. Издревле повелось, что самым горьким наказанием для побежденного города и народа, означавшим потерю воли, было лишение колоколов. А в двадцатые годы нашего столетия страшное лишение постигло всю русскую землю. Богоборцы отняли у России колокола. Пустые глазницы колоколен и разрушенных храмов осиротели. Но сейчас с возрождением монастырей и храмов, возрождается и колокол, и славное русское звонарное искусство.


Лечебное действие колокольного звона.


Звонят звонари и звоном врачуют русскую землю. Сегодня ученые литосферы, заинтересовавшись чудесными целительными действиями колокольного звона в периоды эпидемий, тщательно исследовали колокольный звук. Они подтвердили, что энергия ультразвуковой  волны колокола действительно врачует человека и окружающую атмосферу. Колокольный звон обезвреживает вирусы гриппа, желтухи, в несколько секунд уничтожает тифозную палочку и другие инфекции. Неверующие ученые недоумевают: откуда всё это знали много веков назад наши предки, круглые сутки, звоня то в одни, то в другие колокола, пока не сгинет болезнетворная напасть? А верующие учёные отвечают без сомнений. Эти знания от Бога.


Отличие православного  звона от других.

  • Православный звон – в его основе лежит ритм с присущей ему динамикой  и взаимодействие тембров. Это вызвано тем, что наш колокольный звон на протяжении многих столетий формировался и развивался на фоне использования бил. Поэтому в колоколах ценится благозвучие и богатство тембров, а абсолютное значение основного тона играет второстепенную роль. Количество колоколов на звоннице обычно 5 и более штук, которые делятся на 3 группы: большие (благовестники), средние (подзвонные) и малые (зазвенные). Звон осуществляется раскачкой языка.


  • Католический звон – в его  основе лежит ритмические одиночные или двойне удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол, который обычно оснащён противовесом. Количество колоколов в звоннице обычно 2-6 штук. Колокола подбираются под основной тон с ограниченным количеством  обертонов. Отсюда звон сам по себе беден и зависит от количества колоколов, а также от амплитуды их качания и скорости вращения.


  • Карильонный звон – используется в реформаторских церквях, в его основе лежит исполнение звонарём мелодий по нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 3-5 полных октав. Звон осуществляется клавишным устройством, напоминающим клавиатуру органа, которое приводит в движение языки или молетки колоколов через механические иглы или электромагнитные приводы. В последнее время на Западе стали заменять карильоны и куранты фонограммой карильонных звонов, что приводит к искажению самой сути колокольных звонов.


Звонница нашего храма.


Наша звонница состоит из 10 колоколов, из трёх групп, два благовестника: большой (1120кг), малый (700кг), четыре подзвонных (164, 90, 40 и 32 кг) и четыре зазвонных (6, 10, 16, 20 кг). На недавно установленном на колокольне большом благовесте (1120кг), выгравировано 4 иконы включая икону священомученника Алексия, пострадавшего на Бутовском полигоне 28 февраля 1938 г. Среди других икон – Казанская икона Богородицы, образ Святой Троицы и свв. благоверных князей Бориса и Глеба.

Колокол-благовестник в Глебово


Создатель Казанского храма С.С. Шиловский постарался воплотить все лучшее, что было в архитектуре и строительстве того времени и не пожалел сил и средств на благоукрашение дома Божьего. Храм примечателен тем, что у него нет отдельной колокольни, а колокола должны размещаться в двух боковых башнях: в юго-западной – один большой колокол, а в северо-западной – малые колокола. Первоначально на этой же башне находились также часы-куранты с боем. По преданию, в с. Глебово-Брусилово (старое название) были слышны звоны высокой колокольни Ново-Иерусалимского монастыря, а также сел Филатово и Бужарово. В хорошую погоду пасхальные праздничные звоны сливались. В 1937 г. по указу Истринского РИКа были сброшены колокола с храмовой звонницы и переплавлены «на нужды коммунизма».