Настоятель Вознесенской церкви заштатного города Воскресенска

Сергий Холмогоров

 

Одним из наиболее титулованных священнослужителей Звенигородского уезда Московской губернии за всю дореволюционную историю был Сергий Ильич Холмогоров, прослуживший без перерыва почти полвека настоятелем Вознесенской церкви г. Воскресенска. В конце своего служения он был удостоен высокого сана протоиерея, что до революции было крайне редким явлением, особенно в провинции. Ну а награждение двумя орденами святой Анны (2-й и 3-й степени) вообще стало исключительным случаем для рядовых служителей Церкви, другого такого же примера найти трудно. К сожалению, имя этого уважаемого пастыря ныне почти забыто (так в фундаментальной энциклопедии “Истринская земля” он упомянут всего один раз). Когда 13 лет назад начинался краеведческий проект “Утраченный Божий дом”, Холмогоров одним из первых был занесен на сайт в раздел “Замечательные люди”1. В данной публикации приведены новые сведения об этом служителе, его семье, происхождении и потомках, которые удалось обнаружить в различных исторических источниках.

 

Известные представители рода Холмогоровых

Прежде всего, следует отметить, что фамилия Холмогоровых оказалась довольно распространенной среди священнослужителей. В одной только Московской епархии таких клириков насчитывалось десятки. Самыми известными из них являются церковные историки братья Василий Иванович Холмогоров (1835 – † 1902) и Гавриил Иванович Холмогоров (1842 – † 1924), издавшие до революции свыше 30 томов по истории храмов Московского, Костромского, Владимирского, Калужского и Саратовского краев2.

Наибольшую известность братьям принесли одиннадцать книг по церковной истории XVIXVIII веков различных десятин (уездов) Московской губернии. Значение этих уникальных трудов, несмотря на встречающиеся иногда ошибки3, трудно переоценить, они и в наше время не потеряли своей актуальности, их повсеместно используют краеведы, писатели при описании истории отдельных храмов. Не будет преувеличением сказать, что без книг братьев Холмогоровых наши знания о подмосковных церквях были бы заметно беднее.

 

Иерей Гавриил Холмогоров, обложка одного из изданий братьев, протодьякон Михаил Холмогоров.

 

В роду были профессора Иван Васильевич Платонов (фамилию получил в семинарии), Михаил Семенович Холмогоров. К числу известных представителей рода следует также отнести протодьякона Михаила Кузьмича Холмогорова (1870 – † 1951), обладателя великолепного баса. Современники называли его «церковным Шаляпиным». Как написано на сайте, посвященном Третьяковской галерее: «Михаил Кузьмич славился своим голосом, послушать его со всей Москвы съезжались знатоки и любители церковного пения. Его служение отличалось особой проникновенностью, четкостью произношения и выразительностью пения молитвословий. Холмогоров неоднократно получал заманчивые приглашения на оперную сцену, но остался верен своему духовному призванию»4. Михаил продолжил свое служение и после революции в московских храмах, участвовал в интронизации патриарха Алексия (Симанского). По данным того же сайта: «В 1939 году он был арестован по ложному обвинению, спустя год освобожден и реабилитирован». Умер протодьякон в 1951 г. от сердечного приступа, похороны состоялись на Введенском кладбище Москвы.

Возникает вопрос: а как связаны перечисленные представители рода Холмогоровых с протоиереем Сергием, служившим в Воскресенске? Еще в 1914 г. была издана книга “Родословие Холмогоровых 1740–1903”, ее написал один из братьев Гавриил Иванович. В ней приведены имена многих представителей рода. Автор указанной книги утверждает, что после изучения исторических документов XVII и XVIII веков ему не удалось установить единого предка рода. Так же говорится, что к селу Холмогоры Архангельской губернии, связанному с именем знаменитого русского ученого М. В. Ломоносова, люди из Подмосковья не имели никакого отношения. Утверждается, что первые церковнослужители были без фамилий, Холмогоровыми стали именоваться только в начале XIX столетия.

Уже в наше время на базе упомянутого дореволюционного издания фрязинский краевед Георгий Васильевич Ровенский написал книгу “Холмогоровы – родословная духовного сословия”. В ней упомянуты более 400 имен, подробно описаны три ветви рода. Первая ветвь названа родом «протодиакона Михаила Кузьмича Холмогорова»5, в дореволюционном издании она именована «рогачево-ведерническая». Вторая ветвь «ведерническая» – это «”Род Савичей” из того же села Ведерницы (род историков церквей Холмогоровых В.И. и Г.И.)». Третья ветвь «дмитровская» – это род «трех братьев Холмогоровых “Ивановичей”». В обеих книгах (дореволюционной и современной) воскресенский протоиерей Сергий отнесен к первой ветви рода. Установлено, что он был дядей упомянутого протодьякона Михаила Кузьмича. А вот его родства с братьями-историками документально проследить не удалось. Хотя оно вполне возможно, т.к. корни обеих ветвей рода уходят в село Ведерницы Дмитровского уезда Московской губернии, да и фамилия у потомков оказалась одинаковой.

В дальнейшем речь пойдет о настоятеле Вознесенской церкви г. Воскресенска Сергие Ильиче Холмогорове (1834 – † 1905), о его служении, происхождении, семье, потомках. К большому сожалению, не удалось найти ни одной фотографии батюшки.

 

Предки настоятеля Вознесенской церкви

В упомянутых родословных книгах первым в «рогачево-ведернической» ветви рода записан иерей Михаил Семенович, служивший в Троицком храме с. Ведерницы в начале XVIII столетия. Это пра(3)дедушка нашего воскресенского протоиерея. Михаил был женат на Анне Фадеевне, известны имена троих детей: Анна, Сергей и Семен. Когда Семен вырос, то стал служить вместе с отцом в том же храме на причетнической должности. Это подтверждает исповедная ведомость Троицкой церкви за 1743 г. В составе причта находился 31-летний дьячек «Семен Михайлов»6 (прапрадедушка). Указана его жена Евдокия Федоровна, дочь Марфа и сын «Михайло». Был еще сын Александр, который позднее был отдан в рекруты (в армию).

Упомянутый «Михайло» – Михаил Семенович (полный тезка своего деда) – оказался служителем в третьем поколении Троицкого храма с. Ведерницы. Как и отец, служил дьячком. По сведениям из дореволюционного издания он был женат на Агрипине Филипповне, дочери дьякона Успенского собора г. Дмитрова. В его семье по данным исповедной ведомости 1789 г. имелось восемь детей: Акилина, Елена, Пелагея, Петр, Семен, Мария, Настасья, Василий7 (в приводимом древе рода они не показаны). Все сыновья стали дьячками, служили в храмах Дмитровского и Клинского уездов. Дочери же, за исключением Елены, ставшей монахиней, «были выданы в крестьянство» (очевидно, вышли замуж за крестьян).

 

 

Фрагмент родословного древа Холмогоровых: предки.

 

В приведенном списке детей Михаила Семеновича не указано имя еще одного сына, которого звали Федор Михайлович (1770 – † 1860). Нас он интересует больше всего, т.к. это дедушка Сергия Холмогорова. В семейном списке его не оказалось потому, что он в указанное время уже не жил с семьей, служил в другом храме. По данным той же исповедной ведомости Федор находился на должности пономаря в причте Богородицерождественской церкви Медведевой пустыни Дмитровского уезда. Он был женат, супругу звали Евдокия Васильевна. В составе семьи записана и «теща ево вдова Степанида Афонасиева»8. По данным дореволюционного издания в 1803 г. причетник был рукоположен в священнический сан и определен на место настоятеля в Покровский храм с. «Андреевское, Убежище тож» того же уезда. На указанной должности о. Феодор находился три десятилетия вплоть до 1833 г. В дальнейшем «13 лет служил в Москве у г. Нарышкиной»9.

Доживать свой век о. Феодор вернулся в Дмитровский уезд к сыну Илье. Умер батюшка 3 апреля 1860 г. «в день Светлого Христова Воскресения, выслушав пасхальный канон, погребен 4 числа при церкви Живонач. Троицы в селе Ольявидове близ олтаря»10. Было ему в то время 90 лет.

В семье Федора Михайловича выросло пять детей: Сергей, Илья, Михаил, Прасковья, Алексей. Старший из мальчиков стал чиновником. Остальные сыновья по примеру отца стали священнослужителями, имели детей. Михаил был священником московской «Преображенской, что на Болвановке церкви». Алексей служил дьяконом в Успенском соборе г. Дмитров.

Поговорим теперь о еще одном сыне, который оказался отцом воскресенского протоиерея – это Илья Федорович Холмогоров (ок. 1802 – † ?). По данным дореволюционного издания учился он в Вифанской семинарии, окончил ее по второму разряду. После рукоположения в священнический сан в 1827 г. Илья был определен настоятелем в Троицкую церковь с. Ольявидово Дмитровского уезда. Здесь он служил долго, не менее трех десятилетий. В последние годы находился на должности благочинного. Как уже говорилось, к нему после выхода за штат переехал на жительство родитель Федор Михайлович. В 1860 г. о. Илия был награжден скуфьею. О времени кончины сведений нет, но, судя по документам, в 1868 г. он был еще жив.

Супругу батюшки звали «Анна Космина» (Кузьминична). В семье выросли четверо детей: Иосиф, Косма (Кузьма), Сергей (будущий протоиерей), Прасковья. Дочь в начале 1860-х годов вышла замуж за Алексея Ивановича Воскресенского. Тот занял в причте Троицкой церкви с. Ольявидово место настоятеля, на котором прежде находился тесть Илия Холмогоров. Очевидно, это был случай «женитьбы на месте», довольно распространенное в то время явление. Сыновья по примеру родителя стали священниками, имели детей. По сведениям дореволюционного издания Иосиф служил в с. Ангелово Московского уезда, а Косма в с. Новоселки Серпуховского уезда.

 

Юные годы Сергея Ильича Холмогорова

Переходим теперь собственно к главному герою рассказа – Сергею Ильичу Холмогорову (1834 – † 1905), сыну священника Ильи Федоровича. Следует отметить, что сведений о нем в обеих родословных книгах почти нет, информация собиралась из разных источников, в основном архивных дел ЦГАМ.

Во многих публикациях говорится, что Сергей родился 5 сентября 1831 г. в с. Ольявидово Дмитровского уезда. Эта информация оказалась верной лишь отчасти, что стало понятно после обнаружения метрической записи. Выяснилось, что место рождения указано верно, а вот дата появления на свет почету-то везде искажена ровно на три года. Достоверные сведения были обнаружены в метрической книге Троицкой церкви с. Ольявидово за 1834 г., в которой написано, что 5 сентября «у Священника Илии Феодорова Холмогорова и законной его жены Анны Козминой [родился] сын Сергий»11. Восприемником (крестным отцом) записан «Дмитровской округи Села Андреевскаго бывый Священник Феодор Михайлов». Это дедушка малыша.

 

Метрическая запись о рождения в семье священника Илии Холмогорова сына Сергея.

 

О детстве мальчика сведений немного. Удалось установить, что в 1844 г. он поступил на учебу в Дмитровское духовное училище. Находился в нем на своем «содержании»12, т.е. за учебу платил отец. В документе отмечено, что способности ученика «похвальные», поведение «очень похвальное». После окончания училища в сентябре 1850 г. Сергей поступил в Вифанскую духовную семинарию. Пройдя полный курс обучения, «в 1856 году с аттестатом 2 разряда, уволен в Епархиальное ведомство»13. Выдача аттестата не первого разряда, предоставлявшего больше возможностей по трудоустройству, а второго, говорит о том, что юноша не преуспевал в учебе. Хотя и назвать плохими его результаты обучения в семинарии тоже нельзя (по сведениям, предоставленным исследователем А. Н. Инюкиным, Холмогоров был в середине списка учеников, удостоившихся второго разряда). Так или иначе, ему пришлось ждать своего назначения на служение более двух лет.

В начале 1859 г. настоятель Вознесенской церкви заштатного города Воскресенска священник Григорий Воздвиженский собирался уходить за штат. Сам документ об увольнении не обнаружен, найдена лишь краткая запись в служебном реестре дел духовного правления. Поэтому всех обстоятельств ухода священника мы не знаем. Однако по опыту других подобных случаев можно предположить, как все происходило. Увольнявшийся за штат клирик хотел выдать свою дочь Ольгу замуж за молодого служителя, готового занять его место в причте. Тем самым он обеспечивал свое собственное пропитание в будущем. Женихом согласился стать выпускник семинарии Сергей Холмогоров. Это был еще один случай «женитьбы на месте».

Исследователь А. Н. Инюкин установил, что Сергей Холмогоров еще задолго до свадьбы был знаком, если не с невестой, то с ее родственниками. Речь идет о Дмитрии, сыне настоятеля Вознесенской церкви г. Воскресенска Григория Воздвиженского. Оба молодых человека учились в одно время в Вифанской семинарии. Через сокурсника Сергей узнал об освобождающемся месте в городском причте, познакомился с невестой и ее отцом. Заинтересованные стороны обо всем договорились, жених получил у священноначалия разрешение на брак, после чего сыграли свадьбу.

Венчание состоялось 18 января 1859 г. в г. Воскресенске, поручителями со стороны жениха был родитель о. Илия и брат Косма, а со стороны невесты родитель о. Григорий и тот самый брат Дмитрий14. Вскоре после этого состоялось рукоположение молодожена в священнический сан. Так Сергей по православной традиции стал Сергием.

А уже через несколько дней (по данным клировой ведомости 28 января) по указу митрополита Московского и Коломенского Филарета молодой священник Сергий Холмогоров был назначен на должность настоятеля Вознесенской церкви г. Воскресенска. Так начался его долгий путь служения у престола Божия длиною почти в половину столетия, причем все время на одном месте.

Поговорим теперь о супруге настоятеля – Ольге Григорьевне, урожд. Воздвиженской (1837 – † 1904).

 

Род служителей Воздвиженских

Как уже отмечалось, отца невесты звали Григорий Сергеевич Воздвиженский. О его происхождении удалось узнать следующее.

Григорий был из семьи потомственных церковнослужителей. Согласно ревизской сказке в 1795 г. в Крестовоздвиженской церкви с. Телепнево Звенигородского уезда настоятелем служил священник Стефан Ефимович (ок. 1735 – † 1807). Его женой была записана «Елена Прокопиева Московскаго уезда Радонежския десятины села Митрополья Николаевской церкви пономаря Прокопия Алексеева дочь»15. Это прадедушка и прабабушка Ольги. В клировой ведомости о служителе Стефане писали, что назначен в Телепнево в 1758 г., «состояния [т.е. поведения] не худаго, но не очень воздержан»16.

В исповедной ведомости той же Крестовоздвиженской церкви за 1794 г. указано, что в составе причта помимо настоятеля о. Стефана на пономарской должности находился его сын 21-летний Сергей Степанович (ок. 1776 – † 1861). Это дедушка Ольги. В другой исповедке за 1806 г. отмечено, что он уже дьячок. А на должности настоятеля Крестовоздвиженской церкви в это время находился другой клирик. При этом отец причетника Стефан Ефимович был еще жив, он записан в том же документе как «Престарелый и от должности уволенный прежний Священник»17. Была также жива и мать Елена Прокопьевна. В следующем году родитель умер, об этом стало известно из метрической книги18.

О Сергее Степановиче можно еще добавить, что служить начал в 1791 г. О его способностях в клировой ведомости писали: «Читает хорошо, поет не худо, в школах не был»19. А поведение: «не худаго». В исповедной ведомости 1806 г. указан такой состав семьи дьячка: жена «Авдотья Лукина» (Лукинична), сыновья Сергей, Иван, Григорий, Егор. Все они показаны в родословном древе.

 

Фрагмент родословного древа Воздвиженских: предки.

 

Поговорим теперь о сыне дьячка Григории, ставшего тестем Сергея Холмогорова. Григорий Сергеевич Воздвиженский (ок. 1803 – † 1869) учился в Вифанской духовной семинарии, окончил ее с аттестатом первого разряда. В 1825 г. по данным клировой ведомости стал служить дьяконом в «церкви Иоанна Предтеча, что на Лубянке в Москве»20. В том же документе отмечено, что спустя четыре года был рукоположен в священнический сан и назначен на должность настоятеля в Вознесенскую церковь г. Воскресенска. Благодаря сохранившимся исповедным ведомостям удалось установить состав семьи о. Григория. Матушку звали Анна Никитична, а десять детей имели такие имена: Александр, Татьяна, Мария, Алексей, Дмитрий, Ольга, Екатерина, Агрипина, Елена, Сергей21. Во все той же клировой ведомости отмечено, что мальчики обучались «на содержании отца»: кто в Саввинском приходском училище (младшие), кто в Вифанской семинарии (старшие).

Служение Григория Воздвиженского у престола Божия оказалось противоречивым: были как поощрения, так и наказания. Так согласно записи в клировой ведомости «В 1848 году по неправильному произведению следствия Звенигородскаго уезда в селе Свинорье по безпорядкам прихода-расходных книг был удален от должности благочиннаго»22. А в 1854 году «за недобросовестный поступок» был отстранен «от должности духовника благочиния с объявлением неудовольствия Епархиальнаго начальства».

И все же поощрений, заслуг у батюшки оказалось больше. Во все той же клировой ведомости написано, что с 1836 по 1848 гг. «Проходил должность благочиннаго». Там же отмечено: «Объявлена благодарность начальства за пожертвование 762 сажень усадебной земли в церковь – 1838 г. Объявлена благодарность начальства за успешность сбора в пользу бедных духовнаго звания – 1844 г. По распоряжению Епархиальнаго начальства учил безмездно приходских детей […] – с ген. 1845 по май 1846 г. Награжден набедренником – 1850 г. Утвержден Законоучителем в Воскресенском приходском училище – с 1850 по 1854 г.».

Ровно три десятилетия о. Григорий был настоятелем Вознесенской церкви г. Воскресенска. Как уже отмечалось, в начале 1859 г. он подал прошение об увольнении из духовного звания «по болезни»23 (характер заболевания не уточнен). После выхода за штат прожил еще десять лет в семье дочери Ольги и зятя о. Сергия Холмогорова, которому уступил свое место настоятеля в причте. Когда и где умер Григорий Сергеевич – точных данных найти не удалось. Лишь в служебных документах консистории обнаружена запись, согласно которой в октябре 1869 г. было получено разрешение генерал-губернатора: «перевезти тело заштатнаго священника Григория Воздвиженскаго в г. Воскресенск для предания тела земле»24.

 

Первые годы служения священника Сергия Холмогорова

Но вернемся во времени назад. Как уже говорилось, в 1859 г. началось служение о. Сергия в заштатном г. Воскресенске, было ему в то время 24 года.

 

Вознесенская церковь г. Воскресенска25.

 

О настоятеле С. И. Холмогорове собрано немало информации, в основном она характеризует клирика с положительном стороны. Однако не бывает людей идеальных, у каждого в жизни случаются ошибки. Были они и у священника Холмогорова. Но что характерно – все негативные случаи случились в начальный период служения, когда настоятель был еще молод и неопытен. К счастью, это оказались незначительные проступки, и они не оставили заметного следа. Но для объективности рассказать о них все-таки следует.

Первое взыскание о. Сергию было вынесено спустя год после его приезда в Воскресенск. Произошло тогда следующее. Во время литургии в Великий пост в Вознесенском храме было много причащающихся (более 200 человек), пришли также школьники из городского училища. Как потом объяснял священник: «один из мальчиков, принимая со лжицы Святыя Тайны, не принял как должно частицы Святаго Тела, она упала на пелену и тут же была потреблена мною»26. Но оказалось, что иерей не заметил другую упавшую частицу Святых Даров, ее поднял с пола прихожанин. По церковным правилам это было нарушение. Осталось непонятно – сам ли Холмогоров честно доложил обо всем случившимся священноначалию или же кто-то донес. Так или иначе, было проведено расследование. Настоятель признал свою вину, очень сокрушался, что так ненароком все произошло. В консистории решили «за невнимание его к благоговейному охранению святыни» послать провинившегося служителя на три дня в монастырь для покаяния и молитвы. О. Сергий принял наказание смиренно, как писал архимандрит московского Данилова монастыря, с чувством глубокой горести, полного душевного признания и раскаяния.

Второй случай произошел в следующем 1861 г. Бывший дьякон Вознесенской церкви Василий Цветков пожаловался священноначалию. Написал, что на Торговой площади г. Воскресенска существует часовня. В ней без разрешения начальства установлены две кружки для сбора пожертвований, а куда уходят собираемые деньги – неизвестно. Помимо этого он обвинил настоятеля храма в том, что тот самовольно взял из церковной кассы шесть рублей для оплаты транспортных расходов, причем «поездка эта была сопряжена и с собственною домашнею нуждою»27. По поданной жалобе было проведено расследование. И выяснилось, что обвинения Цветкова в адрес настоятеля несправедливы. Да, действительно в городской часовне без ведома начальства имелись кружки для сбора пожертвований, что было нарушением установленного порядка. Но они были установлены задолго до вступления в должность Холмогорова. Обвинение же в трате церковных денег на личные нужды оказалось ложным, т.к. упомянутые шесть рублей были потрачены на оплату провоза купленной в Москве церковной утвари. Поэтому о. Сергия не стали наказывать, велели лишь правильно вести учет собираемых церковных денег. Взысканию следовало подвергнуть Цветкова за ложный донос. Но, оказывается, он уже был отрешен от сана за другое, более серьезное прегрешение.

Спустя два десятилетия случилось еще одно происшествие, доставившее много переживаний Холмогорову. В 1881 г. вновь поступила жалоба одного из клириков Вознесенской церкви на своего настоятеля28. На сей раз это был дьякон Семен Смирнов, находившейся на причетнической должности. Обвинение было пустяковое: на ризе священника оказались «ласы» (полосы). Когда Смирнов сказал об этом Холмогорову, тот в ответ стал ругаться: мол, это его обязанность как причетника следить за аккуратностью и чистотой облачений. Однако Семен полагал себя невиновным, считал, что настоятель к нему придирается, т.к. облачение запачкалось после произошедшего у него истечения крови из носа. (О том, что у о. Сергия действительно было неладно со здоровьем, свидетельствует заголовок несохранившегося дела: «О случавшихся со священником г. Воскресенска С. Холмогорова во время отправления службы припадках, 1863»). Настоятель посчитал жалобу причетника несправедливой. Сказал, что у того давняя обида с тех пор, когда он не поддержал его стремление занять штатную должность дьякона в причте из-за замечаний по службе. Холмогоров также припомнил другой случай, когда Смирнов после молебна пришел в его дом нетрезвым, стал ругаться и даже плюнул в лицо29. Такой проступок грозил серьезным наказанием, увольнением за штат. Осознав это, причетник стал просить прощение. И добрый батюшка его простил. Но, как показали дальнейшие события, такое милосердие не привело к исправлению Смирнова. Священноначалие во всех обстоятельствах дела разобралось, и наказание настоятеля не последовало.

Других жалоб в адрес Сергия Холмогорова за все долгое время его служения в документах не обнаружено. Напротив, оказалось множество свидетельств, в которых говорится о добрых делах священника, описаны его труды и заслуги в различных сферах. Ну а те самые замечания, о которых шла речь, оказались столь незначительными, что они даже не упоминались в клировых ведомостях, в соответствующей графе писали: «Судим и штрафован не был». Напротив, о поведении настоятеля говорилось: «отлично хорошаго».

 

Добрые дела и награды настоятеля Сергия Холмогорова

В 1877 г. Холмогоров стал депутатом благочиния одного из округов Звенигородского духовного правления30. Спустя еще четыре года его уже утвердили в должности благочинного. Это была довольно хлопотная должность, на которую уходило много времени. В состав Воскресенского благочиния помимо самого города входили 11 сел с их приходами: Брыково, Бужарово, Куритниково, Ламишино, Малинки, Мушкино, Огниково, Рождествено, Филатово, Берендеево, Соколово31. До самых дальних селений было около 20 верст, столько же и до уездного центра Звенигорода, где находилось духовное правление. Если принять во внимание, что автотранспорта и нормальных дорог тогда еще не было, можно представить, насколько непросто было добираться до нужных мест о. Сергию. Единственным средством передвижения оставалась лошадь с телегой. Как минимум дважды в год благочинный объезжал с проверкой все подведомственные храмы, а по необходимости в некоторые наведывался и чаще.

До конца своих дней Холмогоров оставался благочинным, в общей сложности 24 года. Мало кто из служителей столь долго находился на этой ответственной должности. Такой долгий срок говорит о том, что о. Сергий достойно исполнял свои обязанности, претензий у священноначалия к нему не было. Об этом свидетельствуют и неоднократно вручаемые награды, о которых речь пойдет далее.

Судя по документам, особо много внимания Холмогоров уделял народному образованию. Как написано в клировой ведомости, уже вскоре после вступления в должность настоятеля, он «С 1861 г. по 1867 г. обучал приходских детей безплатно в собственном доме»32. В другом архивном деле приведены конкретные цифры: в 1865 г. в доме священника учились 14 мальчиков и 1 девочка33.

Надо признать, данный факт несколько озадачил. Дело в том, что еще в 1848 г. в Воскресенске купцом И. Д. Чикиным было открыто училище для детей горожан, оно потом содержалось за его счет и не закрывалось34. Но если священник учил детей в своем доме грамоте, то, очевидно, потребность в этом была. Надо полагать, что мест для всех желающих в городской школе не хватало. Когда известным благотворителем Звенигородского края купцом П. Г. Цуриковым в Воскресенске было построено новое здание училища, то в 1875 г. Холмогоров был назначен в него законоучителем и исполнял эту обязанность вплоть до своей кончины. Его труд по преподаванию Закона Божия оплачивался. Так в середине 1880-х годов он получал ежегодное вознаграждение 120 рублей35. В 1889 г. после открытия в Воскресенске отдельного училища для мальчиков о. Сергий стал и в нем законоучителем.

 

Приходское училище в г. Воскресенске, построенное П. Г. Цуриковым.

 

Преподаванием Закона Божия настоятель не ограничивался. В 1887 г. он был утвержден наблюдателем церковно-приходской школы в с. Никулино. Спустя два года был назначен наблюдателем за церковно-приходскими училищами всего Воскресенского благочиния. В нескольких источниках сообщается, что с 1873 по 1876 г. Холмогоров был членом Звенигородского училищного совета36. Судя по газетной публикации, в 1891 г. он входил в состав Звенигородского отделения Епархиального училищного совета.

О. Сергий состоял членом нескольких благотворительных организаций.

Так в 1872 г. он пожертвовал шесть рублей в фонд помощи бедному духовенству37.

В 1893 г. при Вознесенской церкви было открыто отделение московского “Елисаветинского Благотворительного Общества”, «имеющаго целью попечения о неимущих и безпомощных матерях законных детей»38. Служители храма, включая настоятеля, стали «непременными членами» этого общества. О. Сергий ежегодно вносил в его кассу пять рублей.

Когда было открыто “Благотворительное общество при Воскресенской земской лечебнице”, Холмогоров записался в его члены. В одном из отчетов указан размер его ежегодного взноса – пять рублей39.

В 1892 г. в епархиальной газете была напечатана благодарность «От Совета Братства Св. Равноапостольной Марии Магдалины […] следующим лицам, особенно много и благотворно потрудившимся за истекший год по сбору пожертвований в пользу Братства: […] Звенигородскаго уезда заштатнаго города Воскресенска священнику С. Холмогорову»40.

В 1903 г. в той же газете в отчете «о состоянии церковных школ Московской епархии» было отмечено: «Из лиц, наиболее ревностно относящихся к школьному делу, заявивших о себе особенным усердием, искусным преподаванием и полезной деятельностью, по свидетельству уездных наблюдателей, можно указать на следующих: […] по уезду Звенигородскому: законоучителей: Воскресенской женской [школы] протоирея С. Холмогорова»41.

Много лет о. Сергий состоял «действительным» членом Саввинского отделения “Кирилло-Мефодиевского братства”, платил членские взносы (их точный размер не указан). После кончины священника его имя было внесено «в братский синодик на вечное поминовение»42.

Труды настоятеля на протяжении всех лет служения неоднократно поощрялись священноначалием. Об этом наглядно свидетельствует послужной список батюшки, приведенный в клировой ведомости. В 1873 г. вручен набедренник. Спустя четыре года последовала следующая награда – скуфья. «За особенную деятельность по отправлению духовных треб во время свирепствовавшей в 18711872 гг. эпидемический холерной болезни [о. Сергию] преподано благословение Святейшаго Синода»43. В 1883 и 1884 годах преподано «Благословение Святейшаго Синода без грамот»44 (за что именно – не сказано). В следующем году Холмогоров был отмечен «бархатною фиолетовою камилавкою». В 1891 г. «Награжден Наперсным Крестом от Святейшаго Синода»45. В 1897 г. о. Сергий стал протоиереем46. Немногие пастыри в провинции удостаивались такого высокого сана.

Незадолго до этого Холмогоров получил свою первую государственную награду – орден св. Анны третьей степени. В указе о награждении говорилось: «в награду усерднаго прослужения в течение двенадцати лет сряду в некоторых должностях по духовному ведомству»47. Более детально написано в книге дореволюционного автора И. Ф. Токмакова: «В 1894 г. 2 февраля Всемилостивейше сопричислен к ордену св. Анны 3-й степени за 12-ти летнее прохождение должности Благочиннаго»48.

Орден святой Анны третьей степени.

 

О награждении Холмогорова указанным орденом говорится во многих документах. А вот о том, что через какое-то время он получил еще один орден, сказано лишь в одном источнике – журнале “Церковные ведомости”. В № 19 за 1905 г. напечатано, что «За службу по епархиальному ведомству» были удостоены награждения орденом св. Анны второй степени ряд духовных лиц в Московской епархии, среди них «Вознесенской церкви заштатнаго города Воскресенска, Звенигородскаго уезда, протоиерей Сергий Холмогоров»49. Можно предположить, что основанием для вручения указанной награды стал второй 12-летний срок нахождения на должности благочинного.

Это была последняя награда настоятеля. Редко кто из простых священнослужителей удостаивался награждения государственным орденом. А тут такое случилось дважды. Оставалось только порадоваться за пастыря, чьи многочисленные труды на благо простого народа были оценены по достоинству. Вот только после второго награждения батюшка прожил всего полгода.

До самых своих последних дней о. Сергий исполнял обязанности настоятеля городского храма и благочинного. Последним крупных делом, которым ему пришлось заниматься, оказалась подготовка к расширению родной Вознесенской церкви, ставшей тесной для прихожан растущего г. Воскресенска. В начале 1904 г. в консисторию было подано прошение причта городского храма. В нем говорилось, что для строительных работ по смете требуется свыше миллиона штук кирпичей. С целью экономии средств по заготовке стройматериала решено было построить собственный кирпичный завод. Предполагалось на это потратить 3.500 рублей. Однако потом решено было не строить новое предприятие, а купить существующее у прихожанки храма Березкиной, которая согласилась продать свой завод за 1.500 рублей. Всеми этими вопросами пришлось заниматься настоятелю храма, об этом свидетельствует его подписи на многих бумагах упомянутого дела: «протоиерей Сергий Холмогоров»50.

 

Кончина настоятеля

Настоятель Вознесенского храма умер в самом конце 1905 г. В метрической книге указана причина смерти «от старости»51 и возраст 72 года (на самом деле 71). Через некоторое время в епархиальном журнале был напечатан некролог, в нем говорилось:

«почивший нес службу ради того великаго дела, к которому был призван, а не из материальных выгод. Было время, когда он, окруженный родственниками и детьми, несомненно, нуждался в средствах, но у него не было и мысли искать лучшаго обезпечения. […]

Одним из главных свойств души почившаго протоиерея была его глубокая и искренняя вера. Это была вера не на словах, а жизненная вера. Когда ему что и удавалось в жизни, он приписывал удачу не себе, но Провидению Господа и спешил благодарить Его за это. Особенно она обнаруживалась у покойнаго в житейских неудачах и несчастиях. Никогда здесь он не предавался ни особенной печали, ни тем более отчаянию, уповая, что земное горе должно повести к радости небесной. Эта же вера и смиряла его. […] Церковныя службы, совершаемыя им, были продолжительны до утомления предстоящих, но он, несмотря на ежедневную службу, никогда не утомлялся, – наоборот, каждая служба как бы ободряла его, поднимала его дух, и присутствующим за его служением нередко приходилось наблюдать искренния, горячия слезы умиления, появляющияся на его старческих глазах.

Как благочинный, он являлся для подведомственнаго духовенства не начальником, а скорее другом, советником и – главное – печальником за обездоленных. […]

Мир праху твоему, примерный пастырь церкви!»52.

 

Начало некролога в память скончавшегося настоятеля, напечатанного в епархиальном журнале.

 

Где жила семья Холмогоровых

Теперь поговорим о бытовых моментах.

Летом 1869 г. в Воскресенске случился страшный пожар, уничтоживший десятки домов горожан, сильно пострадала и Вознесенская церковь. В газете “Московские ведомости” была напечатана заметка, в которой имелись такие слова: «Уже не слышно было потрясающих душу ударов колокола, на колокольне и над крышей трапезного храма во многих местах стал показываться огонь. Настоятель церкви, дом которого также был в пламени, совершил во храме последнюю молитву, в виду неотвратимой опасности, оставил его»53.

Имя настоятеля не указано, но и так понятно, что речь шла о настоятеле Сергии Холмогорове. Как видим из приведенной цитаты, он, несмотря на то, что его собственный дом был в огне, молился в храме об избавлении от беды. И помощь пришла – от людей. Речь идет о купце Павле Григорьевиче Цурикове, который примчался вместе с пожарной командой со своей Ивановской фабрики, находившейся в восьми верстах. Если бы не эта помощь, то ущерб для города мог бы быть намного больше. Об этом пожаре уже доводилось писать в другой книге54.

По данным одной публикации пожар нанес большой ущерб жилищу настоятеля, он оценивался в 1000 рублей55. Огромная по тем временам сумма. Батюшка оказался среди наиболее пострадавших горожан. Восстановление жилья заняло долгое время (как станет далее понятно – до 11 лет).

Где находился дом Холмогоровых? До недавнего времени конкретной информации не было, понятно лишь было, что жилые дома членов причта располагались на церковной земле. На карте города 1912 г., составленной инженером Ф. П. Баскаковым56, показаны строения вокруг Вознесенского храма. На нем, увы, хозяева построек не обозначены. Кое-что прояснилось после изучения другого изображения той же местности. Речь идет о плане, составленном старожилом Н. Матюхиным57 и опубликованном в книге, изданной уже в наше время. И хотя датировка не указана, очевидно, это довоенный план города, потому что на нем показаны отдельные домовладения (известно, что во время войны почти вся Истра сгорела).

 

Фрагменты плана центральной части города Воскресенска, Истры.

 

На плане старожила показаны дома двух священников: на Первомайской улице и на улице Коммуны (они условно помечены цифрами 1 и 2). Для первого владения указана фамилия – Соколовы, для второго – Лобашевы и безымянный священник. По документам Василий Соколов был назначен вторым священником в Вознесенскую церковь в 1914 г.58 и Холмогорова, естественно, уже не застал. Так, в каком из двух указанных на плане домов мог проживать о. Сергий? Ответ нашелся в архивном деле, в котором приведены сведения о городских постройках по состоянию на 1889 г. В нем оказался документ «на владение свящ. Сергия Ильина Холмогорова, состоящее в г. Воскр.[есенске] по Крестов. ул.»59. Там же приведено описание жилого строение: деревянный на каменном фундаменте дом, крытый железом. Отмечено его состояние: «новое». Приведены размеры: длина 12 аршин, ширина 26 аршин, высота 6 аршин. Итого 31 кв. саженей или по-нашему 141 кв. метр. Прямо скажем, немаленький дом.

В приведенном описании ключом к разгадке стало слово «Крестов.». Как известно, современная Первомайская улица г. Истры прежде именовалась Большой Крестовской. Это означает, что дом Соколовых “1”, надо полагать, прежде принадлежал Холмогоровым. Это вполне логично – Большая Крестовская улица была центральной в г. Воскресенске и проходила мимо Вознесенского храма. Согласно клировой ведомости дома причта были построены в 1880 г. Поэтому спустя девять лет (когда составлялось описание владений настоятеля), они еще были новыми. И эти строения вполне мог видеть старожил города Матюхин.

 

Продолжение рода священнослужителя

Таким образом, установлено, что в доме “1” на углу Большой Крестовской улицы и Чеховского переулка во второй половине XIX столетия проживала семья священника Сергия Ильича Холмогорова. По документам удалось установить, что у него и его супруги Ольги Григорьевны родилось не менее восьми детей. Среди них было три сына: Александр, Дмитрий, Сергей. И пять дочерей: Ольга, Анна, Клавдия и две Евгении (вторая из них родилась вскоре после смерти первой). К сожалению, до взрослых лет дожили только двое детей из восьми. Известно, что детская смертность до революции была высокой. Но даже для того времени всего четверть выживших детей было нетипичным случаем. Как видим, много скорби пришлось пережить о. Сергию.

Первенец Александр родился в 1861 г. вскоре после назначения батюшки в Воскресенск. Прожил он чуть более пяти лет и умер, как написано, «от глистов»60. Следующей в семье была Ольга, о ней поговорим позднее. Затем родилась первая Евгения, она прожила семь лет, умерла 8 августа 1873 г. А за несколько дней до этого (27 июля) в семье настоятеля скончалась другая малышка Анна, ей был всего один годик. Причины смерти у обеих указаны одинаковые: страдали «поносом»61. Истинная же причина, скорее всего, была холера. Между Евгенией и Анной в семье настоятеля родились еще две девочки, обе также жили недолго. Клавдия скончалась в июле 1871 г. в возрасте двух лет от холеры62. А вторая Евгения прожила почти десять лет и умерла 17 января 1884 г. «от дифтерита»63.

Последними в семье Холмогоровых родились мальчики: Дмитрий и Сергей. У них судьбы сложились по-разному. Сергею не повезло, он прожил всего два года и скончался спустя пять дней после смерти второй Евгении от того же дифтерита. Как видим, дважды (в 1873 и 1884 гг.) большое горе настигало семью настоятеля, когда подряд умирали родные дети. Анализ записей в метрических книгах показывает, что в большинстве случаев (а может и во всех) причиной ранней смерти детей были эпидемические болезни.

Перейдем теперь к двум выжившим детям в семье священника. Сначала поговорим о сыне Дмитрии Сергеевиче Холмогорове (1876 – † 1943).

О нем информации немного. В упомянутом дореволюционном издании Токмакова говорится: «Димитрий состоит на службе Помощником Инспектора Архангельской Духовной Семинарии». В книге Ровенского приведены дополнительные сведения: окончил «Звенигородское дух. уч-ще в 1891 и Вифанскую семинарию в 1897 г. Поступил в Моск. дух. академию, которую окончил в 1901 со званием кандидат богословия»64. Автор упомянутой книги также приводит слова потомка Алексея Николаевича Воздвиженского: «Я никогда не слышал, чтобы брат бабушки Дмитрий Сергеевич Холмогоров, действительно окончивший Московскую Духовную Академию, служил священником, м. б. он работал где-нибудь в "подразделении" Московской Духовной Консистории на какой-нибудь другой "должности" до 1917 года. После 1917 года работал в каких-то земельных что ли органах. Семьи у него не было». К этой информации тот же потомок позднее добавил, что Дмитрий Сергеевич «Жил вместе с моей семьёй в одной квартире (по адресу: Большая Молчановка, дом 28), своей семьи у него не было. В 1943 году попал под автомобиль и скончался в институте Склифосовского».

Упомянутый потомок Алексей Николаевич Воздвиженский – это внук Ольги Сергеевны Холмогоровой (1863 – † 1935). Об этой единственной выжившей дочери протоиерея информации заметно больше.

Оля родилась в самом конце 1863 г., назвали ее тем же именем, как у матери. Очевидно, девочка обучалась в земском училище г. Воскресенска, которое находилось рядом с родительским домом. В ноябре 1887 г. в Москве состоялось ее венчание с псаломщиком Троицкой церкви на Шаболовке Николаем Дмитриевичем Воздвиженским (ок. 1864 – † 1930)65. Как могло состояться сватовство? Исследователь А. Н. Инюкин установил, что Сергий Ильич Холмогоров (отец невесты) и Дмитрий Степанович Воздвиженский (отец жениха) были хорошо знакомы, они вместе учились в Вифанской семинарии.

Возникает естественный вопрос: а не было ли здесь кровного родства? Ведь дедушкой невесты был священник с той же фамилией – Григорий Воздвиженский. Однако Инюкин считает, что это просто однофамильцы. По его мнению, «священник Григорий Сергеевич Воздвиженский получил фамилию, как обычно, в семинарии по церкви Воздвижения в селе Телепнево Звенигородского уезда, где он родился в семье дьячка Сергея Стефанова». А фамилия у жениха Николая Дмитриевича пошла от его деда Стефана Дмитриевича, который «получил фамилию в семинарии по церкви Воздвижения в селе Новом на Волге Клинского уезда, где он родился в семье дьячка Дмитрия Алексеева».

В семье потомков сохранились фотоснимки семьи о. Николая Воздвиженского. На одном он сам. Снимок очень плохого качества, но это единственное изображение батюшки. На другой фотографии матушка Ольга с детьми Сергеем, Иваном, Ольгой и Николаем (слева направо).

Батюшка о. Николай Воздвиженский и матушка Ольга с детьми.

 

О зяте о. Сергия удалось найти информацию на сайте ПСТГУ. Там сообщается, что иерей Николай Дмитриевич Воздвиженский родился в 1864 г. на «погосте Георгиевском на Ламе» Волоколамского уезда. Его отец священник Дмитрий Степанович служил настоятелем в местном храме Георгия Победоносца (в древе предки Николая Дмитриевича не показаны). Учился Коля в Волоколамском училище, потом поступил в Вифанскую духовную семинарию, которую окончил по первому разряду. В 1885 г. был определен псаломщиком в Троицкую церковь с. Карачарово Московского уезда66. Спустя год оказался на такой же должности в Троицком храме на Шаболовке. В 1891 г. был рукоположен в сан священника и направлен на служение в Никольскую церковь с. Голенищево Клинского уезда. Спустя десять лет был переведен на аналогичную должность в храм с. Троицкое-Кайнарджи Московского уезда. А в 1909 г. стал настоятелем Покровской церкви в с. Пехра-Покровское того же уезда. В этом храме о. Николай прослужил два десятилетия.

В феврале 1930 г. священник был арестован органами НКВД по обвинению в антисоветской агитации и помещен в Бутырскую тюрьму Москвы. В архиве ГАРФ сохранилось следственное дело, копию которого предоставил исследователь С. О. Сибирев (за что ему отдельное спасибо). В деле отмечено, что при аресте священника в его доме производился обыск, но ничего не было изъято. Помимо Николая Дмитриевича были арестованы еще два человека. Арестованным ставилось в вину, что агитировали против советской власти, призывали не сдавать хлеб. Воздвиженский отрицал эти обвинения. В деле приведены дополнительные сведения. Говорится, что в 1927/28 гг. на священника был наложен налог 81 рубль, а в 1929/30 он уже равнялся 752 рубля. Таких денег не было, и тогда он обратился за помощью в церковный совет при храме, в котором служил. Очевидно, в помощи было отказано. Со слов Воздвиженского написано: «1 сентября 1929 г. я в церкви после богослужегния заявил верующим, что ухожу от службы в церкви, т.к. Соввласть наложила на меня большой налог. Сан священника я не снял, и при других обстоятельствах службу в церкви не бросил бы»67. Всех троих арестованных приговорили к ссылке на пять лет «в Северный край».

Как написано в книге Ровенского, заключенных отправили «этапом в Архангельскую область, затем на барже по Северной Двине до Котласа, далее 500 км пешим этапом через тайгу на север Коми АССР»68. В итоге в дер. Климовка Усть-Цилемского района, которая расположена на Полярном круге у реки Печора, бывший священник прибыл больным. Там в декабре и скончался. Могила осталась неизвестной.

В 1992 г. иерей Николай Дмитриевич Воздвиженский был реабилитирован.

В семье Воздвиженских было девять детей: шесть дочерей и трое сыновей. Все они стали гражданами СССР, трудились на благо Родины. Многие из них прожили долгую жизнь, умерли во второй половине XX столетия. Родственники жили в Москве на ул. Большая Молчановка, в Калашном пер., на Кудринской пл. Среди внуков о. Сергия были преподаватель музыки (Евгения), учитель (Наталья), врач (Иван), служащие (Татьяна, Ольга, Таисия), работники предприятий (Николай, Сергей). Большинство обзавелись семьями, имели своих детей, внуков. В книге Г. В. Ровенского о каждом из детей приведены дополнительные сведения, рассказано об их семьях.

По информации, полученной от потомка Алексея Николаевича, род Сергия Холмогорова продолжается по линии его внука Ивана Николаевича Воздвиженского (1896 – † 1961) и внучки Ольги Николаевны Воздвиженской (1905 – † 1987). Потомки протоиерея показаны в родословном древе.

 

 

Фрагменты родословного древа потомков Воздвиженских: левая и правая части древа.

 

В завершении хотелось бы с благодарностью отметить помощь, которую оказали в работе над настоящей статьей исследователь Александр Николаевич Инюкин и правнук протоиерея Алексей Николаевич Воздвиженский.

 

Краевед Сергей Павлович Носиков

 

 

Библиография:

1 Учетная карточка; URL: http://www.istra-ltc.ru/people/holmogorov.htm

2 Ровенский Г. В. Холмогоровы – родословная духовного сословия – Фрязино: Клуб “Историк”, 2013, с. 99–110.

3 Сведения об утраченных церквях Истринского района в книгах Холмогоровых ; URL: https://istra-ltc.ru/book/svedeniya-ob-utrachennyh.htm

4 Протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров, 1933; URL: https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8350

5 Родословие Холмогоровых. 1740–1903. – М.: 1914, с. 7.

6 ЦГАМ. Ф.203. Оп.747. Д.89. Исповедные ведомости Дмитровского уезда за 1743, л.573.

7 ЦГАМ. Ф.203. Оп.747. Д.597. Исповедные ведомости Дмитровского уезда за 1789, л.815.

8 ЦГАМ. Ф.203. Оп.747. Д.597. Исповедные ведомости Дмитровского уезда за 1789, л.89.

9 Родословие Холмогоровых. 1740–1903. – М.: 1914, с.12.

10 Ровенский Г. В. Холмогоровы – родословная духовного сословия – Фрязино: Клуб “Историк”, 2013, с.7.

11 ЦГАМ. Ф.203. Оп.745. Д.1393. Метрические книги церквей Дмитровского уезда, 1834, л.557об.

12 ЦГАМ. Ф.427. Оп.1. Д.891. Именные и перечневые ведомости … за 1844–1845 учебный год, л.108.

13 ЦГАМ. Ф.608. Оп.2. Д. 1453. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда, 1860–1868, л.15об.

14 ЦГАМ. Ф.203. Оп.745. Д.2060. Метрические книги церквей Звенигородскаго уезда, 1859, л.493об.

15 ЦГАМ. Ф.203. Оп.746. Д.489. Ревизские сказки церковнослужителей и их семей Московской епархии, 1795, л.709.

16 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.1528. Клировые ведомости Рузского уезда, 1798 и 1799, л. 4об.

17 ЦГАМ. Ф.203. Оп.747. Д.801. Исповедные ведомости церквей Звенигородского уезда, 1806, л.29.

18 ЦГАМ. Ф.608. Оп.4. Д.14. Метрические книги, Звенигородский уезд, Крестовоздвиженская церковь с. Телепнево, 1794–1827, л.66.

19 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.1528. Клировые ведомости Рузского уезда, 1798 и 1799, л. 4об.

20 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.2156. Клировые ведомости церквей Звенигородского и Клинского уездов, 1842, л.302об.

21 ЦГАМ. Ф.203. Оп.747. Д.1376. Исповедные ведомости церквей Звенигородского уезда, 1840, л.63; Ф.203. Оп.747. Д.1786. Исповедные ведомости церквей Звенигородского уезда, 1859, л.184.

22 ЦГАМ. Ф.608. Оп.2. Д.1334. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда, 1839–1857, л.29.

23 ЦГАМ. Ф.608. Оп.2. Д.2499. Реестр входящих бумаг по Звенигородскому Духовному Правлению, 1859, л.19.

24 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.1239. Настольный докладной реестр по 3 столу, 1 экспедиции МДК, 1869, л.421об.

25 ГНИМА. ОФ–5029/2. Церковь Вознесения Господня, 1805 г. Южный фасад. МО, Истринский р-н, г. Истра. Нач. ХХ в.

26 ЦГАМ. Ф.203. Оп.289. Д.29. Отправка священника г.Воскресенска Холмогорова в Данилов монастырь за невнимательное обращение со святыми дарами, 1860, л.2.

27 ЦГАМ. Ф.203. Оп.648. Д.241. О кружке, поставленной без разрешения начальства в часовне заштатнаго города Воскресенска и о взятии священником Сергеем Холмогоровым на проезд в Москву церковных денег 6 руб., 1860-1861, л.2.

28 ЦГАМ. Ф.203. Оп.590. Д.42. Дело о притеснениях священника Вознесенской заштатнаго города Воскресенска церкви, делаемых местному диакону Семену Смирнову, 1881–1882, л.1.

29 ЦГАМ. Ф.203. Оп.589. Д.33. О нетрезвости на причетнической вакансии диакона Вознесенской церкви г. Воскресенска Семена Смирнова, 1880, л.1об.

30 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.2504. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда, 1892, л.48об.

31 Состав дореволюционных благочиний Звенигородского и Рузского уездов ; URL: http://www.istra-ltc.ru/publication/sostav-dorevolyucionnyh.htm

32 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.2504. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда, 1892, л.48об.

33 ЦГАМ. Ф.203. Оп.320. Д.12. О приходских училищах, находящихся при церквях по Московской епархии за май месяц, 1865, л.42об.

34 Носиков С. П. История Ивановской суконной фабрики Цуриковых и Успенской церкви – М.: ООО "Сам Полиграфист", 2023, с. 322.

35 ЦГАМ. Ф.17. Оп.97. Д.539. Журналы Звенигородского уездного собрания по народному образованию, 1882–1884, л.19.

36 Токмаков И. Ф. Историко-Статистическое и Археологическое описание Заштатного города Воскресенска и его окрестностей – М.: 1905, с.7.

37 ЦГАМ. Ф.203. Оп.522. Д.10. О сборе денег на воспособление духовенству за 1872, л.123.

38 ЦГАМ. Ф.114. Оп.1. Д.55. Об открытии Елисаветинского комитета в г.Воскресенске при Вознесенской церкви, 1893–1917, л.2.

39 Отчет благотворительнаго общества при Воскресенской земской лечебнице Звенигородскаго уезда за 1901–1902 г. Год Шестой. – М., 1902, с.20.

40 От Совета Братства Св. Равноапостольной Марии Магдалины // Московские церковные ведомости, 1892, № 35оф, с.192.

41 Отчет о состоянии церк-прих. школ Московской Епархии в учебно-воспитательном отношении в 1902–1903 учебном году // Московские церковные ведомости, 1903, № 47оф, с.92.

42 Отчет Звенигородскаго-Саввинскаго отделения Кирилло-Мефодиевскаго братства с 1910 по 1911 г. (Шестнадцатый год деятельности) – Звенигород: 1911, с.18.

43 Благословения Святейшаго Синода // Московские епархиальные ведомости, 1873, № 16приб, с.63.

44 Список духовных лиц Московской епархии, кои согласно представлению Московскаго Епархиальнаго начальства, Святейшим Правительствующим Синодом удостоены награждения за службу по Епархиальному ведомству. // Московские церковные ведомости, 1883, № 11оф, с.55.

45 ЦГАМ. Ф.203. Оп.744. Д.2504. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда. 1892, л.49об.

46 Список лицам духовнаго звания, кои Святейшим Синодом удостоены награждения за заслуги … // Церковные ведомости, 1897, № 18–19, с.198

47 Высочайшия награды. // Московские церковные ведомости, 1894, № 12оф, с.27.

48 Токмаков И. Ф. Историко-Статистическое и Археологическое описание Заштатного города Воскресенска и его окрестностей – М.: 1905, с.8.

49 Высочайшия награды. За службу по епархиальному ведомству // Церковные ведомости, 1905, № 19, с.159.

50 ЦГАМ. Ф.203. Оп.688. Д.139. Об устройстве кирпичнаго завода в г. Воскресенске, 1904, л.7.

51 ЦГАМ. Ф.203. Оп.780. Д.3316. Метрические книги Московской губернии, 1905, л.321об.

52 Протоиерей С. И. Холмогоров. (Некролог) // Московские церковные ведомости, 1906, № 2, с.23–24.

53 Из Воскресенска. Письмо к издателям // Московские ведомости, 1869, № 159, с.3

54 Носиков С. П. История села Брыково и Богоявленской церкви (по материалам архивных исследований) – М.: ООО "Сам Полиграфист", 2024, с.347-348.

55 У стен Нового Иерусалима. История города Воскресенска-Истры – М.: Лето, 2010, с.145.

56 ЦГАМ. Ф.54. Оп.182. Д.28а План города Воскресенска, 1912, л.1.

57 В Истре перед войной (рассказ призывника Николая Матюхина) // Покровское-Рубцово – М.: 2010, с.214.

58 ЦГАМ. Ф.1371. Оп.1. Д.84. Клировые ведомости церквей Звенигородского уезда, 5-й округ, 1916, л.31об.

59 ЦГАМ. Ф.184. Оп.9. Д.336. Оценочныя ведомости и описание владений по гор. Воскресенску для уравнительной раскладки казенных повинностей, 1889, л.315.

60 ЦГАМ. Ф.608. Оп.1. Д.13. Метрические книги Вознесенской церкви г. Воскресенска, 1866–1870, л.174об.

61 ЦГАМ. Ф.203. Оп.780. Д.737. Метрические книги Московской губернии, 1873, л.39об.

62 ЦГАМ. Ф.203. Оп.780. Д.728. Метрические книги Московской губернии, 1871, л.110об.

63 ЦГАМ. Ф.203. Оп.780. Д.826. Метрические книги Московской губернии, 1884, л.263об.

64 Ровенский Г. В. Холмогоровы – родословная духовного сословия – Фрязино: Клуб “Историк”, 2013, с. 18, 19.

65 ЦГАМ. Ф.203. Оп.776. Д.247. Метрические книги Москва Сретенский сорок Церковь Воскресенская в Екатерининском богаделенном доме, 1886–1887, л.91об.

66 ЦГАМ. Ф.1371. Оп.1. Д.95. Клировые ведомости Московского уезда, 1916, л.213об.

67 ГАРФ. Ф.10035. Д. П-78696. Следственное дело. Алексат Николай Карлович, 1891 г. р.; Суслов Сергей Васильевич, 1887 г. р.; Воздвиженский Николай Дмитриевич, 1864 г. р., л.33.

68 Ровенский Г. В. Холмогоровы – родословная духовного сословия – Фрязино: Клуб “Историк”, 2013, с.18.