О КРЕСТНОМ ЗНÁМЕНИИ

Больше двадцати веков назад в Римской империи крест был орудием казни, предметом позора и ужаса. Не было казни мучительнее и позорнее крестной. А что такое теперь крест у христиан? Он орудие спасения, предмет благоговейного почитания для всех. Носить крест – не только обязанность каждого христианина, но и особая честь. Куда ни обратили бы мы свои взоры – везде видим крест. Он возвышается на куполах храмов, он возлежит всегда на престоле церковном, он есть у каждого православного на груди, он встречает при рождении в жизнь духовную (крещении) и благословляет при переселении в жизнь загробную, он, наконец, осеняет могилы наши. Отчего произошла такая перемена, за что начали так благоговейно чтить крест, который прежде считали позором?  За то, что на кресте принял смерть Сын Божий за грехи всего мира. Крест отверз нам Царство Небесное, ведь без Креста Христова даже величайшие праведники сходили бы в ад.

Крест так могуществен и силен оттого, что в нем таинственно присутствует сила Христова. Чтобы не забывать, ЧТО сделано для нас Спасителем, крестом мы крестимся, то есть рукой изображаем на себе знáмение креста. Обычай осенять себя при молитве крестным знамением в христианской Церкви ведется с самой глубокой древности. Его установили святые Апостолы и передали всем верным, и с того времени так крепко хранится этот обычай, что без крестного знамения не совершается ни одна молитва, ни церковная, ни домашняя. Крест Христов не только дает великую силу нашей молитве, но и помогает отражать греховные искушения и страсти. В том, что это действительно так, можно убедиться из многочисленных примеров, когда от крестного знамения исчезали демоны или демонические наваждения, лопались сосуды с отравленным питием, протухала вода, «заряженная» колдунами, экстрасенсами или «бабками», ослабевали и проходили недуги.

Для крестного знамения мы складываем три первых пальца правой руки, которые символизируют Святую Троицу, два пригнутые к ладони пальца означают две природы в Сыне Божием – Божественную и человеческую. Осеняя себя крестом, мы кладем сложенные так пальцы на лоб – для освящения ума, на чрево (живот) – для освящения наших внутренних чувств, на правое и левое плечи – для освящения сил телесных. Не следует делать знамение креста поспешно или накладывать его на грудь: тем самым крест получается неправильный, перевернутый. Небрежным крестным знамением мы показываем свою непочтительность к Богу, этот грех называется кощунством. Крестное знамение тогда только имеет благодатную силу, когда совершается благоговейно и правильно. «Беспорядочному бо маханию, поистине, бесы радуются», - говорил святой Иоанн Златоуст.

Крестное знамение нужно изображать на себе с верою в Распятого Господа, с благоговением и смиренным сознанием того, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие  и почитанием претерпленных за нас страданий и смерти.

«Крестное знамение есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда; это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов». Св. Кирилл Иерусалимский