Таинства Православной Церкви

В православной Церкви существует семь основных таинств – крещение, миропомазание, покаяния, евхаристия, елеосвящение, венчание, священство. Во время совершения каждого из этих таинств над человеком невидимо, тайно, непостижимым для него самого образом  (отсюда и название – таинство) подается благодать Святого Духа. Совершение таинств над человеком, с одной стороны, становится залогом особого содействия Божия человеку в его жизни, но, с другой стороны, накладывает на него определенные обязанности и ответственность, как перед Богом, так и перед Святой Его Церковью.

Согласно определению Святых Отцов, нормами и правилами которых Церковь руководствуется, к Таинствам могут преступать лишь те лица, которые крещены в Православной Церкви. Человеку, над которым таинство крещения не совершалось, к Таинствам церковным преступать нельзя. Однако помимо этого основного запрета, которое относится абсолютно ко всем Таинствам в равной мере, существуют другие ограничения и правила, о которых будет сказано ниже.

 

Крещение. Таинство крещения является едва ли не самым важным таинством в жизни человека, ведь через него человек входит в Церковь, становится причастным Христу и всем святым. Установил это Таинство и подтвердил его необходимость сам Господь: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). О невозможности войти в Царствие Божие в будущей жизни для человека, в своей земной жизни не принявшего крещения, нам Господь говорит следующее: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). И действительно, человек, не ставший частью Церкви Христовой здесь на земле, не сможет ею быть на небе. Таким образом, мы видим, что главная цель совершения таинства крещения над человеком, это вхождение его в Церковь, обновление его жизни, начало нового пути. Будучи совершаемо, в отличии от всех прочих таинств, единожды в жизни человека, оно имеет силу очистить все грехи, совершенные прежде, так что выходя из крещальной купели, человек выходит с душой непорочной и святой.

В различных еретических учениях принято считать, что сам факт крещения спасает человека, делает его святым на всю оставшуюся жизнь. Это учение чуждо не только святоотеческой мысли, но и самому Священному Писанию, из которого ясно следует, что Таинство Крещения является, прежде всего, залогом спасения, тем семенем непорочности и душевной чистоты, из которого в течении всей своей дальнейшей жизни человек должен взрастить целое древо подлинно христианского совершенства. Поэтому человек, приходя к купели,  в которой он вскоре  должен будет быть крещен, должен желать, прежде всего, не материального благополучия и изобилия земных благ, но стать человеком праведным и святым пред Богом.

Совершение таинства. Таинство Крещения, равно как и все остальные Таинства церковные, могут совершаться только священником и только в храме[1]. Лишь только одно обстоятельство может послужить основанием для исключения: тяжелая физическая немощь лица, желающего креститься. В таком случае священник приглашается на дом, в больницу и т.д. Совершение Таинства Крещения включает в себя несколько частей: чин оглашения, который свидетельствует о том, что крещаемый или его восприемники (т.е. крестные родители) ознакомлены с христианским вероучением и свой выбор веры делают осознанно и добровольно. Далее следует собственно само крещение, совершаемое троекратным погружением в воду с произнесением крещальной формулы: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». После этого крещаемый одевается в соответствующие белые одежды в знак его духовной чисты, которая и стала следствием совершенного над ним Таинства. Далее следует Миропомазание, которое является совершенно самостоятельным Таинством, но входит в состав чинопоследования описываемого нами Таинства. Речь о Миропомазании пойдет несколько позже.

Что необходимо?  Желающий креститься должен заблаговременно придти в храм и договориться о времени, в которое можно придти принять Таинство. Конечно же, все необходимое, как то свечи, нательный крестик, новая белая распашонка для младенца и т.д. всегда можно приобрести в самом храме.

Традиционным является присутствие во время совершения Таинства Крещения т.н. восприемников. Церковью к восприемникам предоставляются следующие требования. Восприемники обязательно должны быть лицами православного вероисповедания, т.е. принадлежать только ПРАВОСЛАВНОЙ Церкви, знать на память основные христианские молитвы («Отче наш…», «Богородице Дево, радуйся…», Символ веры и т.д.), быть знакомыми с основными положениями вероучения Православной Церкви. Такие же требования Церковью предъявляются лицам, приступающим ко крещению, в сознательном возрасте.

Не могут быть восприемниками:

-        родители крещающихся,

-        супруги (муж и жена одновременно),

-        люди неправославные (католики, армяно-григориане, протестанты и др),

-        некрещеные,

-        люди с психическими расстройствами,

-        преступники и явные грешники

 

Миропомазание. Таинство Миропомазания берет свое начало с момента самого основания Церкви Христовой. Правда, во времена жизни самих апостолов это Таинство совершалось несколько иным способом – через возложение рук. Так в книге Деяний об этом таинстве мы читаем: «И сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха» (Деян. 8, 38-39). Из данного текста также становиться очевидной и цель самого Миропомазания – в этом таинстве человек не только внутрь себя принимает Духа, но и становится окружаем Им во вне себя. Свт. Кирилл Иерусалимский так пишет о значении этого Таинства: «Святое миро есть дар Христа и Духа Святого, присутствием божества Его пребывающий действительным. И когда видимым образом тело помазуется, тогда Святым и Животворящим Духом душа освящается».

В настоящее время Таинство миропомазания совершается не через возложение рук, но через помазание специальным веществом, именуемым миром. Миро не является обычным маслом, хотя и готовится на основе чистого елея. В его состав в настоящее время входит около 40 разных веществ – белое виноградное вино, ладан, лепестки розы, фиалковый и пряный корни, мускатное, розовое, гвоздичное и лимонное масло и т.д. Процесс приготовления мира сопровождается чтением различных молитв и Евангелия, а освящается оно лишь раз в год – в Великий Четверг, и совершить это освящение может только Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

Как и таинство Крещения, Миропомазание совершается лишь один раз в жизни человека. Исключение из этого правила представляли только цари-самодержцы – они помазывались при жизни миром при восхождении на царский престол. Это было второе помазание миром. Более такого помазания над ними не совершалось. В этой связи отметим, что нам православным христианам не следует путать миропомазание с другим церковным обрядом – елеопомазанием, совершаемым за праздничными вечерними богослужениями.

Совершение Таинства. Как мы уже говорили Миропомазание совершается в ходе Таинства Крещения. Священник крестообразно помазывает миром чело (т.е. лоб), глаза, ноздри, уста, уши, перси (грудь человека), руки и ноги, произнося при каждом помазании слова: «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Что необходимо? Собственно для совершения Таинства Миропомазания необходимо только миро. Но купить его нигде невозможно, так как в продаже его не существует, что обусловлено особой священной ценностью данного состава. Миро всегда есть в каждом храме, а потому от человека для совершения данного таинства ничего не требуется.

Покаяние, по мысли святых отцов, есть путь примирения человека с Богом. Совершая какой-либо грех, вне зависимости от его тяжести, человек становится на путь вражды с Богом. Не Бог начинает враждовать с человеком согрешившим, но человек, единожды согрешив, начинает шествовать путем противления Богу. В Таинстве же Покаяния, человек приходит к Богу и, испрашивая прощения совершенных им грехов, примиряет себя с Богом. А это и есть начало очищения и спасения души. Именно поэтому в Священном Писании мы так часто встречаем призыв человека к покаянию перед Богом. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» - слышим мы в проповеди Господа Иисуса (Мф. 4,17). «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа» - взывает к каждому из нас ап. Петр (Деян. 3, 19-20). Человек приходит к Богу, просит прощения и Бог прощает, «ибо Он благ, ибо вовек

милость Его» (Пс. 105, 1). И нет такого греха, которого Бог по своей великой милости не простил бы человеку, который об этом своем грехе сожалеет и скорбит. Единственным условием для человека здесь является его искреннее желание более не совершать подобного и приложить максимум всех своих усилий, дабы впредь не повторить ошибки прошлого. И если именно с таким настроением человек приходит на исповедь, Бог обязательно очистит душу его от всякого греха. «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; – говорит  Господь Бог каждому из нас, – научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» (Ис. 1, 16-19).

Приходя на исповедь к священнику, человек должен помнить, что, хотя он и стоит перед священником, но исповедь свою он произносит перед Богом и, собственно говоря, именно Бог, а не стоящий перед ним священник принимает исповедание грехов его. Впрочем, об этом говорит и сам священник человек в одном из наставлений, произносимых в ходе чинопоследования исповеди: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене: но не обинуяся рцы вся, елика содеял еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа…». Таким образом, видно, что приходя на исповедь человек должен называть все те грехи которые он помнит, вне зависимости от их тяжести или постыдности, ведь обмануть священника можно, но Бога нельзя. А потому, пытаясь что-то скрыть, человек предпринимает заранее обреченную на провал попытку обмануть Бога, что становится следствием многих болезней и скорбей.

С другой стороны, совершенное над человеком Таинство Покаяния, должно быть для человека очередным стартом на пути самосовершенствования. Ибо если человек приходит на исповедь, кается в своих грехах, а потом выходит из храма и продолжает свой прежний образ жизни, то к нему становятся вполне применительными слова Самого Господа Иисуса Христа о наследии таковыми в будущей жизни геены огненной (см. Мф. 13, 42).

Совершение таинства. На аналое или специально приготовленном столе полагается икона Спасителя или святое Евангелие и Крест. Читаются молитвы чинопоследования Исповеди, после чего человек в присутствии священника начинает перечислять ВСЕ свои грехи. По окончании священник накрывает исповедуемого епитрахилью и читает над ним разрешительную молитву.

Что необходимо? Если таинство совершается на дому, то, собственно говоря, и необходимо приготовить стол, на котором заранее размещаются Крест и Евангелие или, в случае отсутствия таковых, просто любая икона Спасителя.

Евхаристия. Данное Таинство имеет и другое свое название – Причащение. Данное таинство, как и все прочие, что нами уже отмечалось, также было установлено Самим Иисусом Христом. В Евангелии мы так читаем об этом: «Когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним… И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22, 14-20). Таким образом, по словам Господа преподаваемые человеку в Таинстве Евхаристии хлеб и вино, являются ничем иным как Телом и Кровью Самого Христа.

Возникает вопрос: для чего человеку необходимо причащение. По учению Церкви Христовой, вкушая Тело и Кровь Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, человек вступает в теснейший союз с Богом. Более того, человек становится единым с ним. С момента приобщения этой великой святыни, Сам Христос входит в человека, и сам человек теперь оказывается во Христе, как об этом говорится в одной из молитв ко святому причащению. В силу этого теснейшего союза Бога с человеком, последнему от Первого даруется великая сила и благодать для исцеления не только душевных, но и телесных, человек отныне еще более укрепляется против диавола в борьбе со грехом, человек с этого времени становится наследником Царствия Небесного.

Каждому дарована эта великая возможность, но и получение ее для каждого человека связана с великой ответственностью – ответственностью внутренней и внешней подготовки себя для встречи со Христом в Таинстве Евхаристии. В Священном Писании находим довольно четкие предостережения для тех, кто приступает к этой святыни недостойно: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1Кор. 11, 27-30).

В чем эта подготовка к причащению должна заключаться? Прежде всего, в посте, как духовном (предохранение себя от различных худых мыслей, ограничение в различных увесилительных мероприятиях и удовольствиях и т.д.), так и телесном (воздержание от т.н. скоромной пищи, т.е. пищи содержащей продукты животного происхождения – мясо, сыр, молоко, яйца и т.д.). Продолжительность данного поста должна быть заранее оговорена со священником. Накануне Причащения, человек должен посетить вечернее богослужение, исповедоваться и прочитать соответствующее молитвенное правило, содержание которого также должно быть оговорено со священником. Начиная с 00.00 (12 часов ночи), человек должен воздерживаться от пищи, воды и курения, т.е. приступать ко Причащению натощак. Лишь физическая слабость является основанием для нарушения этого правила, в известность о чем священник должен быть поставлен заблаговременно.

Совершение таинства. Таинство причащения совершается в любом Православном Храме за богослужением, носящим название Божественная Литургия. В соответствующее время священник выходит из алтаря и выносит святую Чашу, в которой и находится Причастие. Подходя к Чаше, желающий причаститься должен заблаговременно сложить руки крестообразно на  груди (правая рука сверху левой), назвать свое имя и широко открыть рот. После того, как священник совершит причащение, нужно рот закрыть, подождать когда Вам протрут губы и уже затем, поцеловав основание чаши (ни в коем случае НЕ ПЫТАЙТЕСЬ целовать руку священника), следует пройти к специально приготовленному столу, дабы запить святое Причастие.

Что необходимо? Если Причащение совершается в храме, то от желающего причаститься не требуется абсолютно ничего. В случае же тяжелого физического недуга Таинство Причащения может быть совершено и на дому. В таком случае желающему причаститься должно будет приготовить: чистый стол, немного вина и святой воды.

Венчание. Христос говорит нам о Таинстве венчания, не просто как о союзе двух влюбленных сердец, но как о тесном, неразрывном внутреннем слиянии двух людей, так что это уже не два разных организма, но одно единое тело: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19, 4-6). Идеал взаимных отношений в семье между мужем и женой прекрасно обрисовал св. ап. Павел в своем послании к Ефесянам (5 гл.). Апостол говорит, что поскольку в браке нет двух, но одно тело, а значит, муж к жене, равно как и жена к мужу, должен относится со всей почтительностью, уважением и любовью. Именно такие отношения в семье делают брак «честен и ложе непорочно» (Евр. 13, 4).

Однако, если для принятия всех таинств для православных христиан Церковью не ставится никаких препятствий (за исключением невозможности повторного совершения таинств Крещения и Миропомазания), то Таинство Венчания в этом отношении является исключением. Прежде всего, здесь вступают в силу ограничения, обусловленные родственными узами: в брак, согласно церковному законодательству, не могут вступать близкие родственники. Поскольку детальное разъяснение данного запрета необходимо займет множество времени, столкнувшимся с данной проблемой мы рекомендуем придти к священнику и обсудить возможность заключения такого брака[2]. Помимо этого, в брак запрещается вступать лицам, ранее состоявшим в браке, вне зависимости от того, освящался ли этот брак Церковью или нет. С точки зрения вероучения Церкви даже т.н. «невенчанный брак», заключенный в государственных структурах, является абсолютно правомерным и действительным, а потому не подлежащий расторжению. Правда, Церковь, зная немощь человека, допускает возможность заключения второго брака, который также может быть освящен специальным «Последованием о второбрачных». Для брака третьего и последующих исключения Церковью не делается, а потому такие браки Церковью не благословляются.

Совершение таинства. Таинство Венчания состоит из двух основных частей: обручения и собственно самого венчания. Ранее эти два последования совершались с некоторым временным отрывом друг от друга, но в настоящее время совершаются без каких-либо временных промежутков. Основными частями этого торжественного обряда являются: благословение жениха и невесты возжженными свечами и каждение их, обручение кольцами в знак нерасторжимости (вечности) их брачного союза, вопросы к жениху и невесте о благой воле на вступление в брак, возложение венцов на главы венчающихся, благословение и преподание общей чаши с вином, троекратное хождение вокруг аналоя и снятие венцов.

Что необходимо? Для совершения Таинства Венчания от желающих венчаться требуется заблаговременно придти в храм для назначения времени совершения Таинства и принести с собой свидетельство о заключении брака. Для совершения самого Венчания потребуется:  две иконы – Спасителя и Богородицы, две свечи, одно полотенце, которое будет стелиться под ноги венчающимся и при желании два небольших платочка, с помощью которых свидетели (в случае их наличия) будут держать венцы над головами вступающих в брак. Все это можно приобрести в самом храме.

Елеосвящение. Об этом Таинстве самое яркое свидетельство находим у св. ап. Иакова, который пишет следующее: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15). Из этого самым явным образом становится видно, что назначение этого таинства заключается в вспомоществовании человеку в деле его исцеления как от душевных, так и телесных недугов. В корне неверным является бытующее среди людей мнение о том, что Таинство елеосвящения совершается только над теми больными, которые предчувствуют свой отход в мир иной. Более того, это Таинство может совершаться не только над больными людьми, но и над абсолютно здоровыми, так как еще одной целью этого таинства является испрашивание у Бога прощения забытых (НЕ СКРЫТЫХ на исповеди, а ЗАБЫТЫХ грехов). У прп. Амвросия Оптинского находим такое свидетельство об этом: «О соборовании святым елеем также скажу, что и оного отлагать не должно. Чрез сие таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забвенных прегрешений».

Совершение Таинства Елеосвящения в храме обычно совершается несколькими священниками. В большинстве случаев их количество составляет семь человек. Впрочем, Елеосвящение может быть совершено не только меньшим или большим числом священников, но и даже одним. Включает последование этого Таинства в себя следующие основные части: освящение елея, помазание больного или просто желающего принять это таинство елеем семь раз после чтения очередного чтения из Апостола и Евангелия. При этом помазываются следующие части тела: чело (т.е. лоб), ноздри, щеки, уста, перси (грудь человека) и руки с обоих сторон. В заключение на человека возлагается открытое Евангелие (текстом вниз) и над ним читается специальная молитва, в которой  священник испрашивает у Бога для больного прощения грехов, в которых принимающий Таинство искренне кается.

Что необходимо? Опят таки: если Таинство это совершается в храме, то приносить с собой что-либо нет никакой необходимости. Но если Елеосвящение совершается дома, то необходимо будет приготовить следующее: блюдо с крупой (в принципе, крупа может быть абсолютно любая – гречка, пшенка и т.д., но, все же, предпочтительнее пшеница или рис), сосуд с вином, сосуд с елеем, салфетки или небольшое полотенце и семь свечей, каждая из которых будет погашена после очередного помазания елеем[3].

Не дозволяется совершать елеосвящение: над нераскаянными грешниками, над больными в бессознательном состоянии, над младенцами до семи лет, над умершими, над больными, которые в умопомешательстве неистовствуют, беснуются и могут нанести какое либо оскорбление или бесчестие святости Таинства.

 


[1] Впрочем, если человек находится при смерти, его может крестить любой православный христианин в независимости от пола. Единственным условием в таком случае является правильное произнесение крещальной формулы. В том случае, если смерть минует человека, ему надлежит потом придти в храм для дополнения прочими соответствующими молитвами совершенного над ним Таинства.

[2] Можно также обратиться к известному труду С. Булгакова «Настольная книга священнослужителя. Т. II» и ознакомится с целой главой посвященной христианскому браку. Здесь, в частности автор, разбирает церковные правила, касающиеся заключения брака между родственниками.

[3] Настоятельно рекомендуем избавиться от дурных ассоциаций, связанных с гашением свечей: свечи гасятся не в знак угасания жизни в теле человека, а для простого счета количества совершенных помазаний, которых, как мы уже говорили, должно быть семь. Если же угасание свечей и можно с чем-либо ассоциировать, то только с угасанием болезни в человеке и больше ничего другого.