О Причащении Жизнь христианина есть жизнь благодатная. Эта жизнь есть следствие общения с Господом. Самым действенным и самым близким это общение бывает через причащение Святых Тела и крови Господа Иисуса Христа. «Аз есмь хлеб животный», «Аз живу Отца ради, и ядый Мя жив будет Мене ради». Причащение Святых Христовых Тайн – это благодатный источник сохранения и укрепления нашей духовной жизни. Поэтому с самого начала христианства истинные ревнители благочестия поставили первым благом частное приобщение. Но все мы должны помнить, что Господь – источник жизни, оживляющий причащающихся Его, есть вместе с тем и Огнь поядающий, и не быть легкомысленными и невнимательными. Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся вкушает смерть. Хотя смерть эта не часто последует видимо, но невидимо совершается в духе и в сердце человека. Вот иногда мы слышим, что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной причине. «Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы так умереть». Как еще сказать: счастливая ли это смерть, а может быть, эта смерть – следствие недостойного причащения Святых Христовых Тайн, от чего сохрани нас, Господи! Но не думайте, что мы не в силах достойно приготовиться ко Святому Причащению. Мы должны со своей стороны употребить все возможные усилия к подготовке, а приступать к Таинству нужно по слову преп. Серафима Саровского: «в смиренном токмо сознании всегреховности своей», иначе мнимое «достоинство» отгонит благодать Божию, как дым пчелу. Многие из нас по немощи и обремененности житейской не в состоянии говеть неделю, как то предписывает нам Типикон. Но, во всяком случае, хоть два-три дня необходимо соблюсти пост. В канун Святого Причащения сходить в храм по возможности. После полуночи нельзя ничего вкушать или пить. Если кто подвержен страсти табакокурения, да не дерзнет осквернить уста папиросой. Необходимо и душу приготовить к Таинству исповеди и Святого Причастия. Прочитать дома Правило ко Святому Причащению, которое состоит из Канонов Спасителю, Матери Божией и Ангелу Хранителю и Канона ко Святому Причащению. Необходимо сосредоточиться, подготовиться к принятию в дом души своея Великого Гостя. Святое Причащение предваряется Таинством покаяния. Многие из нас совсем не умеют каяться, и даже в оправдание себе говорят: «Не умею каяться!» А разве тебе не известны заповеди Господа? Большинству известны! Кто лучше самого человека знает о своих делах, мыслях, чувствах? Только надо потрудиться дома, сосредоточиться, оглянуться на свою жизнь, на себя: так ли я живу, как велит Господь? Дома, пред Лицом Господа, надо продумать свою жизнь и именно свои частные нарушения воли Божией. Проверить себя: как я веду себя с ближними дома, с сотрудниками на работе, на улице, в храме, в магазине, в поезде, в автобусе. Какие мысли меня занимают, какие интересы влекут, какого содержания мои разговоры с окружающими. И соответствует ли все мое поведение тому, что требует от меня Господь, как от христианина. Приучишь себя к такой проверке, такому самоанализу, тогда откроется тебе такая бездна грехов в твоей душе, что тебе и в голову не придет осуждать тех, кто кается долго и причащается часто. Не до того будет. Господи, помоги нам научиться каяться!
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) |