БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

(краткое объяснение)


Литургия – главное богослужение Православной Церкви, во время которого совершается Таинство Евхаристии (греч. «благодарение») – соединение человека с Богом через причащение под видом хлеба и вина Тела и Крови Спасителя. Литургия состоит из трех частей: Проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных.

Проскомидия. Совершается тайно в алтаре при чтении 3-го и 6-го часов в храме. На проскомидии священник приготовляет хлеб и вино, а также молится за живых и усопших, читая поданные заранее записки и вынимая из просфор частицы, поименно поминая людей.

Литургия оглашенных. Оглашенными в древности называли людей, готовящихся принять Крещение или за особые тяжкие грехи (такие как убийство, колдовство и т.п.) на многие годы отлученных Церковью от Причастия в целях покаяния. Эта часть литургии включает пение Блаженств, чтение Апостола и Евангелия и заканчивается словами «Елицы оглашенные изыдите…» В древности после этих слов оглашенные покидали центральную часть храма и становились в притворе. Мы, современные христиане, при этих словах должны задуматься, а достойно ли мы носим звание верных, достойны ли мы присутствовать на Тайной вечере Спасителя, и должны молиться о прощении грехов.

Литургия верных. Начинается двумя краткими ектеньями, за которыми следует пение Херувимской песни. В ней призывается отложить всякие земные заботы, и как-бы изображая собой Ангелов Божиих, Херувимов, достойно почтить Царя всех Христа внимательнейшей молитвой. Во время пения священники выходят из алтаря для Великого входа, перенося Честные Дары с жертвенника на престол для освящения. Все предстоящие преклоняют головы. Это священнодействие напоминает нам Вход Господень в Иерусалим и крестный путь Спасителя.

После пения «Символа веры» и до молитвы «Отче наш» наступают святейшие минуты Евхаристического канона – священник призывает Святого Духа для преложения видимых хлеба и вина в невидимые, но самые настоящие Кровь и Тело Спасителя. Разумеется, сугубый грех разговаривать, ходить по храму, ставить свечи или чистить подсвечники в эти минуты. После пения хором «Тебе поем…и молим ти ся Боже наш» принято делать земной поклон.

Затем следует пение дарованной нам, по преданию, Ангелом песни «Достойно есть», восхваляющей Божию Матерь, а также пение всеми верующими молитвы Самого Спасителя – «Отче наш». По возгласе священника «Святая святым», призывающим всех верующих стать святыми через принятие Тела и Крови Спасителя, полагается земной поклон. После этого следует причащение священников в алтаре.

К сожалению, многие уходят из храма, не дождавшись центрального момента богослужения – причащения верующих. Открываются царские врата, и со словами «Со страхом и верою приступите» выносятся Святые Дары олицетворяющее собой Самого Христа, при этом верующие, разумеется, должны сделать земной поклон. Исхождение из храма разрешено только после слов «С миром изыдем», а как правило, после проповеди и приложения верующих к напрестольному кресту.