О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ

У Бога нет мертвых, но все живы. Многие из нас, «мудрствуя» о предметах веры и о загробной участи умерших забывают о действительной помощи усопшим. К сожалению, даже сейчас, когда открыты храмы и можно беспрепятственно по-православному похоронить или поминать умершего, многие отказываются от православных традиций погребения или посещения кладбищ. В то же время охотно прибегают к различным языческим культовым действиям. Приведем несколько вопиющих примеров. У многих, даже и верующих людей, представления о нашем долге по отношению к усопшим запутаны и неправильны. Считают, что необходимо первым делом устроить пышные поминки с обильным застольем, переполненным водкой и редкими яствами; потом - поставить на могиле дорогой памятник, чтобы знакомые не осудили за скупость.

Как заблуждаются эти люди! Как облегчить чашу на которой сложено бремя грехов усопшего? Только молитвой и милостыней. Необходимо регулярно подавать записки на литургию, заказывать сорокоусты (поминание усопшего на службе 40 раз), дома молиться за умершего, читать Псалтирь по усопшему. Существует также специальный «Акафист за единоумершего», который читается за одного человека. Краткое поминовение усопших содержится в утренних молитвах. Польза молитвы, как общественной, так и домашней, о душах, находящихся даже в аду, описана в житиях святых и подвижников, в святоотеческих писаниях.

Величайшее заблуждение нашего времени - это хождение на кладбище в Праздник Пасхи. Эта традиция укоренилась в атеистическое время, когда не было возможности свободно придти на Пасхальное богослужение в храм, и люди шли на кладбище. Но сейчас храмы на ночном богослужении часто полупустые, зато в день Пасхи на кладбище полным-полно народа. Пасха - это праздников Праздник и Торжество из торжеств.Светлое Христово Воскресение - праздник радости и веселия, торжество победы Христа над смертью. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» - говорит свт. Иоанн Златоуст. А мы, «православные» христиане, превращаем самый великий в году Праздник, в кладбищенский день.Да еще как! Устраиваем языческие тризны с водкой и колбасой прямо на могилах. Поливаем водку на могилы, оставляем ее «для покойного». Нередко вся эта процессия сопровождается пьяным пением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых...»

О, помраченный наш разум! Для поминовения усопших после Пасхи специально установлен день Радоницы, когда впервые после Светлой Седмицы (т.е. пасхальной недели) на Литургии поминаются усопшие. Одной прихожанке во сне явился умерший родственник и сказал: «Не приходи больше на Пасху, мне потом целый год отрабатывать». Бывали и такие случаи: одни люди похоронили родственника, поставили на могилу гранитный памятник. И вот является им во сне усопший и жалуется, что этот тяжелый могильный камень очень давит и мучает его. Могилу освящает крест, крест -это орудие нашего спасения, нашего искупления. И другой случай. Один священник отслужил литию по усопшей над ее могилой. После этого, явилась эта усопшая во сне своей сестре и благодарила: «До сих пор на мне как бы камень лежал, а теперь он снят». Вот каково значение молитвы, как церковной, так и частной, домашней.

Необходимо обратить внимание православных на некоторые важные особенности, дополняющие знания верующих об обряде погребения и о поминовении усопших.

1.  Святая Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения (Соборования). Если кто-либо из сродников находится при смерти или тяжело болеет, не стоит дожидаться до последнего, лучше заранее пригласить священника, чтобы поисповедовать, причастить и пособоровать тяжело болящего. В течении болезни неожиданно может наступить такой момент, когда больной, хотя бы и находился в видимом сознании, но уже перестает понимать и общаться с окружающими людьми. Глаза открыты, а человек уже находится как бы в беспамятстве. Такой человек, также как и находящийся без сознания не может участвовать в Таинствах Исповеди, Причащения или Соборования. Поэтому лучше заранее напутствовать умирающего. Были случаи явления усопших, которые свидетельствуют о том, что ради сих Таинств они помилованы за гробом. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что кто скончается в день или час принятия Тайн, проходит мытарства без задержки и сподобляется Царства Небесного.

2. В церкви молиться можно только за крещеных. Невозможно отпевать, равно как совершать любые церковные поминовения, некрещеных или иноверцев. Однако сами родственники дома могут лично молиться за некрещеных усопших. Существует также специальный канон и молитва святому мученику Уару, который имеет от Бога дар ходатайствовать за некрещеных.

3.  Нельзя во время постов и по средам и пятницам поминать усопших мясными и молочными продуктами. Ни в коем случае нельзя поминать усопших водкой: кто усопшего водкой поминает, тот ему больших мук уготовляет.

4. Страшный грех оставлять на могиле рюмки с вином и хлебом, возливать спиртное на могилу, оставлять сигареты «для усопшего».

5. Церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством. Если же самоубийца совершил этот поступок в невменяемом состоянии или был психически больным, то нужно обратиться в Епархиальное управление в Новодевичьем монастыре в Москве (м. Лужники). В таких случаях отпевание имеет право разрешить только епархиальный архиерей.

6. Считается великим благом для усопшего, когда за него подается милостыня от его живых родных и близких (например, одежда, продукты и пр.)

7. Поминки – это дни скорби, дни усиленной молитвы за душу умершего, которой, может быть, очень тяжело. Но, к сожалению, многие поминки превращаются для родственников лишь в повод собраться вместе, обсудить последние новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане за поминальной трапезой должны молиться за своих братьев по вере. За столом лучше прочитать или спеть те молитвы, которые знает большинство присутствующих, а не обсуждать политические новости и бытовые проблемы. После еды читают благодарственные молитвы.

Молитва о усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.